В отличие от психогенной и соматогенной эндогенная депрессия невротического уровня менее заметна, хотя гипотимия характеризуется не только как скука, грусть, но и как печаль, подавленность, тоска, правда, без соответствующего объяснения. Эти дети уже с утра, после подъема, вяловаты, проявляют беспричинное недовольство, на первых уроках пассивны, менее трудоспособны, ссылаясь на трудность школьных заданий, зато после занятий они чувствуют себя лучше. Общительность их также диктуется настроением, но даже ближе к вечеру они общаются избирательно или ограниченно. Как правило, они хорошо готовят домашние задания, засиживаясь допоздна, но плохо отвечают на первых уроках в школе, иногда даже стараются их пропускать. Сон у этих больных страдает из-за отставленного засыпания, ранние подъемы редки и обычно сочетаются с более выраженным аффектом тоски.
Из вегетативных нарушений у больных этой возрастной группы на первом месте стоят расстройства желудочно-кишечного тракта, несколько реже встречаются кожные, дыхательные, температурные, алгические, двигательные и сердечно-сосудистые. Если пищеварительные, кожные, дыхательные чаще выступают как относительно выраженные состояния, то нарушения в других системах (тики, це-фалгии, кардиалгии) чаще более кратковременны, то есть имеют характер реакций. Спектр соматовегетативных расстройств при депрессиях у детей младшего школьного возраста несколько шире, чем в предыдущие возрастные периоды, но если при собственно невротической депрессии отмечается в некоторой степени реактивно обусловленная пароксизмальность проявлений с более частым вовлечением двигательной и сердечно-сосудистой систем, то при соматогенной преобладает цефалгическое, реже двигательное (миал-гическое) сопровождение депрессивного аффекта, а при эндогенной чаще отмечается некоторая асинхрония проявлений: при уменьшении гипотимии увеличение вегетативного компонента, тогда как степень выраженности двигательных (миотонических) нарушений в нижних конечностях чаще соответствует выраженности тоскливого аффекта.
В предподростковом возрасте (10-11 лет) аффективные (депрессивные) нарушения проявляются более определенно и, в первую очередь, это касается невротической депрессии. Дети относительно тоньше чувствуют свое эмоциональное состояние, и потому более определенно характеризуют его при расспросах, отмечая при этом не только скуку, уныние, печаль (как наиболее частые проявления депрессии, связанные с неблагоприятной ситуацией), но и неудовольствие, подавленность, стремление уравняться с другими, обидев их и испортив им настроение. Причем это нередко выливается в конфликтность с другими, более благополучными, с их точки зрения, детьми и даже агрессию по отношению окружающим. Часто жалобы на плохое настроение с беспокойством, тревогой или вялостью, нежеланием что-либо делать предъявляются спонтанно, особенно в связи с ухудшением успеваемости. Мимика у этих детей во время беседы чаще подвижна, но вне общения лицо уныло, грустно, гипомимично. Они с трудом переключаются на положительные моменты ситуации и вместе с тем часто стараются себя отвлечь, реализуя стремление к легкому проведению времени, отказываясь от посещения уроков, или к сладкому. В школе в связи с этим возникают трудности, связанные не столько с поведением, сколько со снижением успеваемости. Излишняя тревога в одних случаях или астенизация в других определяют снижение усидчивости, внимания, памяти, способности к целенаправленной деятельности. Общение с окружающими — или чрезмерное, с целью переключения на приятный вид деятельности, или ограниченное в связи с пониженным настроением и стремлением избежать конфликтов. Сторонясь одноклассников, они пытаются произвести хорошее впечатление на учителей, стараются изобразить эмоциональное благополучие, заявляя в ответ на вопросы, что у них все хорошо. В случае конфликта в школе они обычно не усиливают его, тогда как дома нередко позволяют отрицательные высказывания в отношении родственников, особенно прародителей. Для депрессивных проявлений психогенного генеза этого возрастного периода свойственна большая устойчивость, относительная выраженность и сложность аффективных проявлений. В силу стремления изжить конфликтную ситуацию на идеаторном уровне у этих больных часты навязчивые воспроизведения в памяти прошлых психотравмирующих ситуаций, при этом как бы продлевается действие отрицательных факторов, что играет негативную роль в их изживании и способствует усилению депрессивных проявлений нередко до умеренной выраженности. Иногда при этом отмечается усложнение клинической картины депрессии за счет сочетания астенических и тревожных проявлений, реже — тревожных и тоскливых. Причем в последних случаях тоска имеет неосознанно-витальный оттенок — «чувствую подавленность», «сосет в груди, давит». Расстройства сна в виде пресомнических нарушений более заметны и за счет усиления астенизации в определенной степени влияют на выразительность аффективных нарушений, работоспособность и успеваемость в школе.
Соматогенные депрессии невротического уровня в этом возрастном периоде всегда представлены астеническим вариантом и определяются в большей степени астенией, чем гипотимией, хотя наряду с истощаемостью, утомляемостью в качестве мотивировки снижения работоспособности выдвигаются скука, грусть, уныние. Усиление и усложнение депрессивного состояния часто связано с соматическими заболеваниями и усилением астении, а также присоединением тревоги, тогда как степень выраженности гипотимии чаще остается на прежнем уровне. Больные производят худшее впечатление во второй половине дня, когда унылая гримаса с оттенком усталости редко сходит с их лица.
В отличие от психогенных эндогенные депрессии наряду с тоской чаще включают слабо выраженный моторный компонент, проявляющийся в медлительности, неустойчивой, шаркающей походке, и иногда идеаторный («мысли замедлены»), выявляющийся, в основном, при интеллектуальной нагрузке и чаще в первой половине дня. В основе этого лежат суточные колебания настроения с относительным усилением всей депрессивной триады по утрам и некоторым повышением настроения, двигательной активности и продуктивности во второй половине дня. Эти больные, характеризуя свое настроение, часто говорят о скуке, печали, тоске, не выделяя причин и как бы смирившись со своим периодически возникающим депрессивным состоянием, хотя и высказывают при этом беспокойство по поводу ухудшения успеваемости. У них чаще, чем в предыдущей возрастной группе, выявляются и типичные нарушения сна — ранние подъемы с невозможностью уснуть. В целом эти дети в периоды депрессии обращают на себя внимание какой-то отрешенностью и неадекватностью мимики. Уныло-болезненную гримасу часто усиливает тоскливое выражение глаз.
Соматовегетативное оформление депрессии у детей препубертат-ного возраста несколько шире и наряду с функциональными нарушениями в пищеварительной, кожной, двигательной и т. д. включает более частые нарушения в сердечно-сосудистой системе и эндокринные у девочек с ранним половым созреванием в виде юве-нильных кровотечений, альгоменореи, дисменореи. Причем нарушение менструального цикла чаще отмечается при эндогенном характере депрессии или эндогенизации реактивной.