Эндогенная депрессия невротического уровня менее заметна

В отличие от психогенной и соматогенной эндогенная депрессия невротического уровня менее заметна, хотя гипотимия характеризу­ется не только как скука, грусть, но и как печаль, подавленность, тос­ка, правда, без соответствующего объяснения. Эти дети уже с утра, после подъема, вяловаты, проявляют беспричинное недовольство, на первых уроках пассивны, менее трудоспособны, ссылаясь на труд­ность школьных заданий, зато после занятий они чувствуют себя лучше. Общительность их также диктуется настроением, но даже ближе к вечеру они общаются избирательно или ограниченно. Как правило, они хорошо готовят домашние задания, засиживаясь допоз­дна, но плохо отвечают на первых уроках в школе, иногда даже ста­раются их пропускать. Сон у этих больных страдает из-за отставлен­ного засыпания, ранние подъемы редки и обычно сочетаются с более выраженным аффектом тоски.

Из вегетативных нарушений у больных этой возрастной группы на первом месте стоят расстройства желудочно-кишечного тракта, несколько реже встречаются кожные, дыхательные, температурные, алгические, двигательные и сердечно-сосудистые. Если пищевари­тельные, кожные, дыхательные чаще выступают как относительно выраженные состояния, то нарушения в других системах (тики, це-фалгии, кардиалгии) чаще более кратковременны, то есть имеют ха­рактер реакций. Спектр соматовегетативных расстройств при деп­рессиях у детей младшего школьного возраста несколько шире, чем в предыдущие возрастные периоды, но если при собственно невро­тической депрессии отмечается в некоторой степени реактивно обусловленная пароксизмальность проявлений с более частым вов­лечением двигательной и сердечно-сосудистой систем, то при со­матогенной преобладает цефалгическое, реже двигательное (миал-гическое) сопровождение депрессивного аффекта, а при эндогенной чаще отмечается некоторая асинхрония проявлений: при уменьше­нии гипотимии увеличение вегетативного компонента, тогда как степень выраженности двигательных (миотонических) нарушений в нижних конечностях чаще соответствует выраженности тоскли­вого аффекта.

В предподростковом возрасте (10-11 лет) аффективные (депрес­сивные) нарушения проявляются более определенно и, в первую очередь, это касается невротической депрессии. Дети относитель­но тоньше чувствуют свое эмоциональное состояние, и потому бо­лее определенно характеризуют его при расспросах, отмечая при этом не только скуку, уныние, печаль (как наиболее частые прояв­ления депрессии, связанные с неблагоприятной ситуацией), но и неудовольствие, подавленность, стремление уравняться с другими, обидев их и испортив им настроение. Причем это нередко вылива­ется в конфликтность с другими, более благополучными, с их точ­ки зрения, детьми и даже агрессию по отношению окружающим. Ча­сто жалобы на плохое настроение с беспокойством, тревогой или вялостью, нежеланием что-либо делать предъявляются спонтанно, особенно в связи с ухудшением успеваемости. Мимика у этих де­тей во время беседы чаще подвижна, но вне общения лицо уныло, грустно, гипомимично. Они с трудом переключаются на положи­тельные моменты ситуации и вместе с тем часто стараются себя от­влечь, реализуя стремление к легкому проведению времени, отка­зываясь от посещения уроков, или к сладкому. В школе в связи с этим возникают трудности, связанные не столько с поведением, сколько со снижением успеваемости. Излишняя тревога в одних случаях или астенизация в других определяют снижение усидчи­вости, внимания, памяти, способности к целенаправленной деятель­ности. Общение с окружающими — или чрезмерное, с целью пере­ключения на приятный вид деятельности, или ограниченное в связи с пониженным настроением и стремлением избежать конфликтов. Сторонясь одноклассников, они пытаются произвести хорошее впе­чатление на учителей, стараются изобразить эмоциональное благо­получие, заявляя в ответ на вопросы, что у них все хорошо. В слу­чае конфликта в школе они обычно не усиливают его, тогда как дома нередко позволяют отрицательные высказывания в отношении род­ственников, особенно прародителей. Для депрессивных проявле­ний психогенного генеза этого возрастного периода свойственна большая устойчивость, относительная выраженность и сложность аффективных проявлений. В силу стремления изжить конфликт­ную ситуацию на идеаторном уровне у этих больных часты навяз­чивые воспроизведения в памяти прошлых психотравмирующих ситуаций, при этом как бы продлевается действие отрицательных факторов, что играет негативную роль в их изживании и способ­ствует усилению депрессивных проявлений нередко до умеренной выраженности. Иногда при этом отмечается усложнение клини­ческой картины депрессии за счет сочетания астенических и тре­вожных проявлений, реже — тревожных и тоскливых. Причем в последних случаях тоска имеет неосознанно-витальный оттенок — «чувствую подавленность», «сосет в груди, давит». Расстройства сна в виде пресомнических нарушений более заметны и за счет уси­ления астенизации в определенной степени влияют на выразитель­ность аффективных нарушений, работоспособность и успевае­мость в школе.

Соматогенные депрессии невротического уровня в этом возраст­ном периоде всегда представлены астеническим вариантом и опре­деляются в большей степени астенией, чем гипотимией, хотя наряду с истощаемостью, утомляемостью в качестве мотивировки снижения работоспособности выдвигаются скука, грусть, уныние. Усиление и усложнение депрессивного состояния часто связано с соматически­ми заболеваниями и усилением астении, а также присоединением тревоги, тогда как степень выраженности гипотимии чаще остается на прежнем уровне. Больные производят худшее впечатление во вто­рой половине дня, когда унылая гримаса с оттенком усталости редко сходит с их лица.

В отличие от психогенных эндогенные депрессии наряду с тоской чаще включают слабо выраженный моторный компонент, проявля­ющийся в медлительности, неустойчивой, шаркающей походке, и иногда идеаторный («мысли замедлены»), выявляющийся, в основ­ном, при интеллектуальной нагрузке и чаще в первой половине дня. В основе этого лежат суточные колебания настроения с относитель­ным усилением всей депрессивной триады по утрам и некоторым повышением настроения, двигательной активности и продуктивно­сти во второй половине дня. Эти больные, характеризуя свое настро­ение, часто говорят о скуке, печали, тоске, не выделяя причин и как бы смирившись со своим периодически возникающим депрессивным состоянием, хотя и высказывают при этом беспокойство по поводу ухудшения успеваемости. У них чаще, чем в предыдущей возраст­ной группе, выявляются и типичные нарушения сна — ранние подъе­мы с невозможностью уснуть. В целом эти дети в периоды депрессии обращают на себя внимание какой-то отрешенностью и неадекват­ностью мимики. Уныло-болезненную гримасу часто усиливает тоск­ливое выражение глаз.

Соматовегетативное оформление депрессии у детей препубертат-ного возраста несколько шире и наряду с функциональными нару­шениями в пищеварительной, кожной, двигательной и т. д. включа­ет более частые нарушения в сердечно-сосудистой системе и эндокринные у девочек с ранним половым созреванием в виде юве-нильных кровотечений, альгоменореи, дисменореи. Причем наруше­ние менструального цикла чаще отмечается при эндогенном харак­тере депрессии или эндогенизации реактивной.

Категории: