Мало выраженная депрессия отмечается почти у 90% больных

Мало выраженная депрессия отмечается почти у 90% больных, причем лишь у 3,1% это скрытая депрессия, а у остальных субдеп­рессия, тогда как умеренно выраженная депрессия представлена чуть более чем в 10% случаев. У детей и подростков с психосоматически­ми расстройствами почти всегда наблюдалась обратная зависимость между выраженностью депрессивных нарушений и обусловленны­ми ими психосоматическими расстройствами: при слабой выражен­ности депрессивных проявлений более значительны проявления пси­хосоматических и наоборот.

Исходя из клинико-психопатологических особенностей, на ос­нове сопутствующих гипотимии аффективных проявлений, у этих больных можно выделить следующие типологические варианты депрессии: астенический, тревожный, тоскливый и смешанный (ас-тенотревожный и тревожно-тоскливый).

Наиболее часто (у трети детей с психосоматическими расстройства­ми) отмечается тревожный вариант депрессии, при котором настрое­ние определяется как пониженное с беспокойством, тревогой, чувством внутреннего напряжения, чаще по вечерам, иногда даже с невозмож­ностью целенаправленной деятельности. Этих детей отличает непо­седливость, излишняя двигательная, хаотичная активность. Гримаски недовольства, грусти, испуга, плача нередко сменяются на лице в те­чение короткого времени. Речь обычная или немного ускоренная. Иногда спонтанно высказываются тревога за жизнь, при расспросах выявляется страх смерти, опасения за жизнь родственников. Поздним вечером тревога и двигательное беспокойство, как правило, усилива­ются. Засыпание обычно затруднено, сон поверхностный, тревожный, с подъемами среди ночи и затрудненным пробуждением.

Несколько реже (у пятой части обследованных) выявляется асте­нический вариант депрессии. Эти больные уже в начале дня вялы, малоактивны, выражение лица у них, как правило, унылое, грустное,

Иногда недовольное. Голос негромкий, речь невыразительна, иногда замедлена, жалобы, в основном, на скуку, усталость, нежелание что-либо делать, особенно во второй половине дня. Часто отмечается не только повышенная утомляемость, снижение двигательной активно­сти, но и непереносимость психического напряжения, шума, затруд­нения в усвоении школьного материала. Общение со сверстниками, особенно речевое, у этих детей ограничено из-за малой активности или легкой раздражительности, конфликтности. Засыпание чаще раннее, сон глубокий, пробуждение позднее с сонливостью в течение некоторого времени.

Крайне редко у менее чем двадцатой части детей с психосомати­ческими расстройствами отмечается тоскливый вариант депрессии. Клинические проявления этого вида депрессивных расстройств, как правило, ближе к типичным депрессиям взрослых. Больные малоак­тивны, иногда даже несколько заторможены, поза нередко согбенная, лицо амимично, старообразно, бледно-серый цвет кожи. Голос тихий, иногда затухающий, с жалобно-просительными интонациями. До­вольно настойчиво предъявляются жалобы на скуку, чувство подав­ленности, грусть, печаль, редко тоскливость, отсутствие радости в жизни, нелюбовь близких. Еще реже высказываются идеи малоцен­ное™, самоуничижения. Суточные колебания настроения не выра­жены — «всегда плохо», но к вечеру двигательная активность возра­стает, и мимика становится живее. Эпизодически отмечается бессонница, иногда ранние подъемы с невозможностью уснуть.

Смешанные варианты депрессии, встречающиеся реже, чем тре­вожный, но чаще, чем астенический, включают наряду с гипотимией другие невыраженные аффективные проявления. По незначительно­му преобладанию аффекта выделяются варианты, отличающиеся некоторым полиморфизмом — астенотревожный и тревожно-тоскли­вый. Если первый, выявляющийся у трети больных, вместе с невы­раженным аффектом тоски включает, в основном, астенические и тревожные проявления, редко истерические, то второй, отмечающий­ся в три раза реже, нередко включает, наряду с тревожным аффек­том, более заметный тоскливый, а также рудиментарные истеричес­кие, сенестопатические и ипохондрические расстройства.

Скрытая депрессия обычно характеризуется преобладанием сла­бо выраженного тоскливого аффекта; субдепрессия и умеренно вы­раженная депрессия с преимущественными дисфорическими прояв­лениями — астенического и/или тревожного, а с дистимическими проявлениями — тревожного и/или тоскливого аффекта.

В большинстве наблюдений (более 70%) депрессия невротичес­кого уровня имеет психогенное (реактивное) происхождение и ха­рактеризуется непосредственной или опосредованной связью с оп­ределенным психотравмирующим фактором при соответственном отражении его, особенно на начальных этапах, в клинической карти­не депрессивного состояния и иногда улучшением состояния с уст­ранением этого фактора. Этим депрессиям, особенно непродолжи­тельно существующим, присуща также относительная подвижность клинической картины с усилением или ослаблением в зависимости от ситуации на протяжении дня, но, как правило, с ухудшением со­стояния к вечеру.

Соматогенные (экзогенно-церебрально-органические) депрессии невротического уровня, выявляемые чуть более чем в 20% случаев, связаны, в первую очередь, с различными соматическими заболева­ниями, чаще инфекционными, прививками и физическими травма­ми, которые, увеличивая риск возникновения депрессивных и пси­хосоматических расстройств, оказывают опосредованное воздействие на центральную нервную систему (подкорковую область), вызывая явления минимальной мозговой дисфункции и потому непосред­ственно влияя на возникновение аффективной патологии, одновре­менно способствуют ее соматизации за счет астенических и других проявлений резидуально-органической недостаточности ЦНС. По данным 3. Тржесоглава (1986), при легкой (минимальной) мозговой дисфункции у 75% детей отмечается выраженная эмоциональная лабильность, то есть имеются аффективные нарушения или, по мень­шей мере, дополнительная готовность к развитию депрессивных рас­стройств. Кроме того, дети с минимальной мозговой дисфункцией и соматогенной депрессией часто имеют повышенную метеочувстви­тельность (Мазурин А. В., Григорьев К. И., 1990). Выраженность со­матогенных депрессивных проявлений у больных, особенно школь­ников, больше после обеда (занятий в школе), но уже с утра они испытывают определенный физический и эмоциональный диском­форт, выражающийся в трудном подъеме, недовольстве.

Эндогенные депрессии невротического уровня у детей и подрост­ков, особенно в дошкольном возрасте, относительно редки, но даже при слабой выраженности более заметны и близки к типичным деп­рессиям взрослых в клинических проявлениях. Этим депрессиям присуща аутохтонность, спонтанность возникновения, часто опреде­ленная очерченность приступов, не связанная с психогенными и со­матогенными факторами, наличие чаще менее выраженных, стертых эпизодов пониженного настроения в анамнезе. Также более типичен суточный ритм — большая степень выраженности депрессии с утра с ослаблением к обеду и улучшением к вечеру, который напоминает таковой у взрослых.

Психогенные депрессии, как правило, представлены тревожны­ми и астенотревожными субдепрессиями, средне выраженными депрессиями, реже — тревожными, астенотревожными и тревож­но-тоскливыми средне выраженными, соматогенные — асте­ническими и астенотревожными субдепрессиями, редко средне выраженными, и эндогенные депрессии — тоскливыми слабо вы­раженными (скрытыми) и тревожно-тоскливыми средне выражен­ными депрессиями.

Сравнительно-возрастная характеристика степени выраженнос­ти и генеза депрессий позволяет отметить, что субдепрессия являет­ся преобладающей на ранних возрастных этапах, с возрастом доля ее уменьшается, тогда как частота скрытой депрессии до 14 лет колеб­лется в пределах 1% и начинает возрастать только с 14 лет, а доля средне выраженной, начиная с 7 лет, постепенно возрастает, дости­гая в старшем подростковом значительной (52,2%) величины. Пси­хогенная депрессия преобладает во всех возрастных группах, незна­чительно увеличиваясь к 10 годам, а затем несколько уменьшаясь, частота эндогенной депрессии с возрастом увеличивается, а сомато­генной — уменьшается.

Астенический вариант депрессии несколько чаще встречается на ранних возрастных этапах (0-6 лет); тревожный незначительно пре­обладает в последующие (с 7 лет); астенотревожный, тревожно-тос­кливый и тоскливый в большинстве случаев отмечаются после 10 лет.

Естественный генез эмоционального стресса предполагает нали­чие наряду с конфликтной ситуацией, приводящей к стрессу, гене­тическую и индивидуальную неустойчивость и предрасположенность к эмоциональным стрессам. Преодолев адаптационный барьер, эмо­циональный стресс может привести к развитию невроза, соматовеге-тативным расстройствам и неврозу с соматовегетативными расстрой­ствами (Судаков К. В.,1981).

Непатологические формы выражения эмоций имеют не только количественные (меньшая частота, выраженность, продолжитель­ность), но и качественные отличия от патологических форм сома­тических проявлений (психосоматических расстройств) эмоцио­нальных нарушений, которые можно расценить как аффективную патологию с определенными особенностями депрессивных рас­стройств, позволяющих классифицировать их по нозологической принадлежности, степени выраженности и типологическим вари­антам, а также по психологическому профилю личности с опреде­ленной, защитной направленностью переживания (изживания) психотравм.

Категории: