Огонь использовался и непосредст­венно как лечебное и общеукрепляющее средство

У многих народов огонь использовался и непосредст­венно как лечебное и общеукрепляющее средство. Так, в прошлом столетии были широко известны русский и белорусский обряды лечения огнем таких детских бо­лезней, как «ночница» и «вогник». Больного ребенка в этих случаях «паляют», то есть встряхивают и раскачи­вают перед горящей печкой либо прикладывают осты­вшие угли из этой печки. При этом лечебно-предохрани­тельное свойство приписывалось не всякому, а лишь «чистому» огню, добытому особым способом трения друг о друга сухих кусков дерева, или же огню, принесен­ному в известные праздники из церкви. Предполагалось, что такой огонь послан с неба, чем и объяснялись его целительные свойства. Считалось, что он, кроме всего прочего, предохраняет от козней ведьм, служит наилуч­шим средством против злокачественных заболеваний у людей и у скота, а также способен обезвредить самый сильнодействующий яд.

Целебные свойства приписывались и огню костров, которые жгли накануне праздника летнего солнцестоя­ния. Чтобы на целый год избавиться от малярии, полага­лось перепрыгнуть через такой костер.

Человек, надевший на голову венок из чернобыльника в то время, когда горит церемониальный костер, тем самым предохранял себя от болезней и привидений. Вен­ки из чернобыльника считались особенно действенными против глазных болезней. У девушек было принято смот­реть на костры сквозь гирлянды диких цветов и просить огонь, чтобы он укрепил их глаза и ресницы. Троекратное повторение этой процедуры позволяло в течение года рассчитывать на избавление от глазных заболеваний.

Интерес к целебным и общеукрепляющим свойствам огня возобновился в наше время под влиянием трудов Елены Ивановны Рерих, в которых провозглашены поло­жения об огненной сущности мироздания и в том числе человека. Высказанные ею идеи заставили по-новому взглянуть на отношение человека к огню в историческом аспекте и найти новые подходы к его использованию в современном целительстве.

В частности, положения энергоинформационной кон­цепции заставляют полагать, что наличие электрического освещения в современном жилище отнюдь не избавляет его обитателей от необходимости время от времени пользоваться «живым» огнем. Считается, что костер, го­рящие дрова, лампада, свечи очищают пространство, разрушая многие вредоносные энергоинформационные образования, возникающие в результате «неправильных» мыслей и действий человека.

С точки зрения Агни-йоги огонь является единст­венным природным элементом, служащим безграничным источником полностью положительной энергии. Агни-йога рассматривает огонь как действенное медицинское средство, исходя из того, что самое маленькое пламя любого типа излучает безграничную энергию. При этом утверждается, что, если в помещении находится чет­ное количество огней, они нейтрализуют энергию друг друга и становятся вредными для человека. В боль­шинстве культур используют нечетное число огней, поскольку считается, что они дополняют друг друга и создают ценнейшую положительную энергетическую среду.

Сейчас уже понятна важность распространенной в Ин­дии процедуры получения «Аарти», когда руки распола­гают на короткое время вокруг пламени светильника. Этих коротких мгновений оказывается достаточно, для того чтобы практически мгновенно поднять энергию че­ловеческого тела до энергии пламени.

Говоря об оккультных свойствах огня, нельзя не упо­мянуть об экзотерическом, внутреннем тепле, которое тибетские мистики могут продуцировать с такой интен­сивностью, что это позволяет им прожить зиму в пещере на высоте до 5000 м в легком платье или даже совсем без одежды. Такая исключительная выносливость связывает­ся со способностью подвижника использовать для внут­реннего согревания особое тепло, носящее название «ту-мо», что означает «легкое пламя». Важное свойство этого пламени — привлечение пространственной энергии («пер­вородного флюида») для использования в процессах теп­лопродукции организма.

Мистики Тибета, обучающие этому искусству неофи­тов, хранят свои методы в тайне, утверждая, что све­дения, приобретенные понаслышке или из книг, прак­тически бесполезны. Для успешной практики «тумо» не­обходимы личные наставления учителя — эксперта в этой области. Более того, надеяться на положительные результаты могут только ученики, получившие специаль­ную подготовку: владеющие концентрацией мысли до степени объективизации образов, практикующие прана-яму и имеющие разрешение ламы-эксперта по практике «тумо».

Приобщенный к этой науке ученик, живя в горах на высоте не менее 4000 м, должен отказаться от ше­рстяной одежды и никогда не приближаться к огню. Тренировки, развивающие способность к произвольному разогреву тела, проводятся ежедневно перед рассветом, натощак, нагишом или в покрове из любой ткани, на циновке либо просто на снегу или на льду замерзшего потока. Основные упражнения представляют собой ком­бинацию чтения мантр, пранаямы и медитационной ви­зуализации огня.

В самых общих чертах начальный этап упражнения реализует представление раздувания разрастающегося огня в области пупка посредством вдыхаемых струй воз­духа. Постепенно огонь распространяется по всему телу и охватывает окружающее пространство. В середине упражнения ученик теряет ощущение собственного тела и впадает в экстаз, чувствуя себя колеблющимся пламе­нем среди пылающих волн огненного океана Вселенной. После этого субъективные видения должны развиваться в обратном порядке. Все упражнение длится примерно полтора часа и может повторяться несколько раз в день или в любое время, когда ощущается сильный холод. Однако собственно тренировка состоит лишь в утренних упражнениях.

По свидетельству лиц, практиковавших этот вид тре­нировок, их эффект сказывается далеко не сразу. В начале тренировки проявление развивающегося тепла длится только во время самого упражнения. Как только ко­нцентрация мысли и дыхательная гимнастика прекра­щаются, холод постепенно снова дает себя чувствовать. У тех же, кто занимается этими тренировками дли­тельное время, усиленная генерация тепла при низкой температуре становится естественной функцией, вклю­чающейся непроизвольно.

Впечатляющим выглядит и сам «экзамен» у тех по­движников, которые заканчивают обучение «тумо». Зим­ней лунной ночью уверенные в себе ученики отправляют­ся со своим учителем на берег еще не замерзшего потока или же пробивают отверстие во льду. Чтобы эффект мог проявиться в полной мере, выбирают ночь, когда дует сильный, резкий ветер. «Экзаменующиеся» совершенно голыми усаживаются, скрестив ноги, на земле. В ледяную воду окунают простыни. Они замерзают в проруби и из­влекаются оттуда совсем твердыми. Каждый ученик заку­тывается в такую простыню и должен отогреть и высу­шить ее собственным телом. Как только простыня высы­хает, ее снова мочат в проруби, и испытуемый снова в нее заворачивается. Эта процедура продолжается до рассве­та, и тот, кто высушил на себе больше всех простыней, объявляется победителем.

Ученик должен высушить на себе не меньше трех простыней, и только тогда его признают достойным носить юбку из белой ткани — отличительный признак овладевших искусством «тумо». Существуют и другие способы проверки владения «тумо». Один из них состоит в испытании снегом. Соискатель садится в снег. Количе­ство растаявшего под ним снега и величина радиуса таяния вокруг него служат показателями интенсивности излучаемого им тепла.

Целители европейской ориентации также используют огонь в своей практике. Имеются отдельные наблюдения, свидетельствующие об усилении эффекта коррекции био­поля (с помощью мантр) при использовании в сеансе горящих свечей. Предполагается, что частота колебаний пламени свечей, составляющая 8—11 герц, способствует вводу пациента в состояние измененного сознания, а это, в свою очередь, усиливает влияние мантр на аккумуля­цию энергии соответствующими центрами \

В практике целительства сложились и те приемы сроч­ного повышения энергетического статуса, в основе кото­рых лежит сила «живого» огня. К наиболее распрост­раненным из них можно отнести следующие.

1 См.: Деграф Э. Д. Методики контроля и коррекции биополя че­ловека // Пятый региональный научно-технический семинар по ноос-ферным взаимодействиям (ноосферные взаимодействия и народная ме­дицина). С 94.

1. Пребывание в спокойном состоянии в удобном сидячем положении возле горящей свечи в течение 30—40 мин. Максимальный положительный эффект энергети­ческого воздействия проявляется в сопровождении ре-лаксирующей музыки из числа классических произве­дений. Курс из 7—10 таких сеансов бывает очень полезен при различного рода астениях, неврозах, аллергических реакциях.

2. Прием для срочной поддержки и подкрепления биоэнергетического статуса. Ладони располагаются на расстоянии 10—15 см от пламени свечи, и устанавли­вается ровное, спокойное, глубокое дыхание. При вдохе энергия огня мысленным представлением «забирается» в руки, а при выдохе — отсылается в энергетический центр подложечной области. Сеанс продолжается не бо­лее 5 мин и может повторяться ежедневно в течение 5 дней.

3. Это упражнение называется огненной пранаямой и рекомендуется при угрозе простудного заболевания или же в тех случаях, когда оно уже наступило. Вдох произ­водится носом с образным представлением, что вместе с воздухом вдыхается огонь, пламя. При вдохе ртом принятая внутрь энергия мысленно посылается в место наибольшего проявления заболевания (нос, горло, трахея и пр.). Вдыхаемый огонь должен визуализироваться воз­можно ярче. Сеанс длится до 10 мин и может повторяться трижды в сутки.

Категории: