Эмбриональная поза характеризует мышечное состояние, соответствующее покою

Психосоматические эффекты «транс-данса» и их нейрофизио­логическая трактовка. Если представить себе, что человек может двигаться в эмбриональной позе, то это и будет правильное пред­ставление о телодвижениях шамана, больного и «ассистентов» ша­мана (походка зомби). Собственно поющие и хлопающие женщи­ны также находятся в этой позиции, но в ее сидячем варианте. Эмбриональная поза характеризует мышечное состояние, со­ответствующее покою симпатической и парасимпатической нервной системы. (Каждый двигательный акт имеет как прямое, так и обратное действие. Нервные импульсы к мышцам вызывают их сокращения и растяжения, которые, в свою очередь, активируют и симпатические и парасимпатические механизмы реагирования различных внутренних органов. Так, изменение сердцебиения при надавливании на глазные яблоки (рефлекс Ашнера-Даньини) свя­зано с изменением тонуса глазодвигательных мышц. Активация более древней парасимпатической системы, локализующейся в кра­ниальной и каудальных областях происходит при напряжении оку­лярных и оральных мышечных групп в сочетании с напряжением шейной мускулатуры. Наибольший вегетативный отклик, характер­ный для нейроэндокринного статуса при паническом страхе, воз­никает при аркообразном прогибе туловища в поясничном отделе с запрокидыванием головы назад, в шейном отделе при приведении подбородка к яремной вырезке с широко открытыми глазами. Сим­патическая составляющая имеет сегментарное расположение ядер. Длительная двигательная активность левой руки может спровоци­ровать стенокардию из-за общности на уровне 4 шейного сегмента нервов плечевого сплетения и симпатических ветвей иннервации левого желудочка сердца.) По-видимому, одного успокаивающего мышечно-вегетативного эффекта для целебного психосоматическо­го воздействия на тяжелобольного недостаточно ни в количествен­ном, ни в качественном отношении и он является лишь одним из компонентов транс-данса.

Неминуемо возникающий на тесной территории невольный Так­тильный контакт стимулирует архаически древний пупилляр-ный рефлекс, относящийся к парасимпатическому отделу веге­тативной нервной системы.

Нарушение циркадных ритмов вследствие временного континуу­ма транс-данса приводит к искажению суточных нейроэндокринных регуляций. Прежде всего, поддержание организменных кондиций участников мистерии направлено на Истощение симпатических эр-готропных механизмов. В ментальной сфере этот феномен можно охарактеризовать как дереализацию. Через психоэмоциональные отделы центральной нервной системы Задействуются гипотала-мо-гипофизарные влияния.

Вместе с тем особое состояние транс-данса не позволяет уйти в спасительныйсонблагодарянавязываемой ритмике вока­лизов и аккомпанирующих хлопков. Постоянная сти­муляция слуховых анализаторных систем жестким по структуре рит­мом и вокальными персеверациями Изменяет ощущение времени, Тогда как закрытые глаза участников мистерии Сужают восприни­маемое пространство границами собственного тела. Такой рег­ресс к эволюционно ранним экстракорпоральным ощущениям про­странственно-временных характеристик окружающего мира сопро­вождается присоединением деперсонализанионных явлений. Дере-ализационно-деперсонализационный феномен снимает контро­лирующие связи лобно-мозжечкового пути с ретикулярной формацией, что позволяет перейти от аудиовизуальной органи­зации поведения к более древнему ольфакторному стилю.

В регрессивных состояниях человек более полно использует ин­формацию от обнюхивания, облизывания, подкрепляемую ощупы­ванием. Ферромон-релизерные системы активизируются В Сексу­альных формах поведения, таких как танцы, флирт и другие. Ритуал «обмена запахом пота» заключает В Себе смысл активации более древних поведенческих механизмов с их психоэмоциональными и нейроэндокринными компонентами, чем те, что встроены в авто­матизм аудиовизуального поведения. Экстатическое наслаждение музыкальными произведениями часто сопровождается профузным (парасимпатическим) потоотделением. У участников транс-данса повышенный гипергидроз чаще всего запечатлен у женщин. Фрик­ции — потирания мест расположения пахучих желез (расположен­ных на затылке, в подмышечных впадинах, аногенитальной облас­ти) направлены на распространение биологически активных веществ для поддержания гомеостатического комфорта, а также для увеличения поверхности испарения. При этом активность в ритуа­ле «обмена запахом пота и промежности» принадлежит более взрос­лым и старым женщинам, передающим свой запах более молодым женщинам, а также мужчинам, поддерживая преобладание «женс­кого» начала в ритуальном обряде. Ароматические углеводороды через обоняние активируют тактильную чувствительность, в связи с чем на фоне нарастающей мышечной релаксации резко сни­жается суммарный потенциал импульсов от скелетной мускулату­ры и появляется возможность проникновения в корковые анализа­торные системы импульсов от внутренних органов. (Освобождается канал корковой регуляции сомато-вегетативно-инстинктивной сфе­рой, который в нетрансовом состоянии не функционирует напря­мую из-за субординированности более молодыми уровнями нервно-психического реагирования.) Это крайне важный момент для психосоматической регуляции при многих внутренних болезнях, и в обычных состояниях сознания, таких как «сон» и «бодрствова­ние», он недостижим.

В «транс-данс» темп значительно превышает нормальную рит­мику сердечных сокращений, хотя и не достигает «панических пре­делов», когда число сердцебиений превышает 120 ударов в 1 мин. (Известно, что спокойная музыка переключает вегетативную не­рвную систему в трофотропном направлении (активация ассими­ляции-диссимиляции, тканевой и клеточный уровни), а возбужда­ющая музыка сопровождается эрготропными реакциями (усиление обмена веществ вследствие интенсивной работы органов и систем). После открытия ретикулярной формации появилось множество работ, касающихся влияния звука на функционирование стволовых образований.

Акустические потоки «транс-данс» Организуют ритмическую и мелодическую стимуляцию ретикулярной формации и нейроэн-докринной системы на нижней границе экономии бодрствования.

Под влиянием моноритмии, сохраняющейся на протяжении ча­сов и останавливающейся только по требованию шамана, происхо­дит истощение внимания и концентрационных способностей участ­ников. Уснуть в этих акустических условиях невозможно. Думать о чем-то своем — тоже. Уже в первые часы происходит симпатико-адреналовое истощение. Если бы не крайне рациональный расход мышечной энергии, можно было бы ожидать нарастание мышечной слабости и усталости. Вегетотропный эффект -«транс-данс»- зак­лючается в искусственном и искусном выдерживании баланса между стимуляцией тонуса симпатической нервной системы (без перехода в симпатикотонию) И поведенческой стимуляцией (поведением шамана, больного и альтруистически сопереживающих членов лечебной группы на фоне акустического водителя ритма) То­нуса парасимпатической нервной системы. Сшибка этих тенден­ций, в норме антагонистических, мобилизует эндогенные фармако­логические резервы мощней большинства лекарственных средств. Спонтанно подобное может возникнуть при паническом состоянии, реже при экстатическом.

Таким образом, представленный анализ позволяет говорить о «транс-данс» как о традиционно-культуральном виде эмоционально-стрессовой телесно ориентированной психотерапии, ведущим пси­хотехническим приемом которой является ритмическая стимуляция как прообраз реактивной, коммуникативной и регулятивной музы-котерапии (Shwabe Ch., 1968; Шевченко Ю. С, Крепица А. В., 1998).

Семейная психотерапия Исходит из результатов семейной ди­агностики и направлена на гармонизацию семейных связей и от­ношений, преодоление хронических внутрисемейных конфлик­тов, коррекцию воспитательного подхода к ребенку в плане его единства, последовательности и индивидуализации. Э. Г. Эйде-миллер и В. Юстицкис выделяют три характерных типа отноше­ний родительских семей и больных с психосоматическими рас­стройствами:

• «связывание», характеризующееся жесткими стереотипа­ми коммуникаций, инфантилизирующее детей, тормозящее их эмоциональное развитие;

• «делегирование», проявляющееся в игнорировании роди­телями индивидуа.1ьных Бихевиоральных приемов, отрабаты­ваемых в ролевых ситуациях «просьбы», «требования», «бла­годарности» и т. п. (показанных при бронхиальной астме);

• «отказ» («отвержение»), когда родитель как бы «отказывает­ся» от проявлений особенностей своего ребенка, его реальных возможностей и достижений, и манипулирует им как продол­жением своего «Я», перекладывая на ребенка свои несбывшие­ся надежды.

В рамках семейной психотерапии коррекция воспитания, стиля взаимоотношений, взаимных экспектаций и эмоционального климата осуществляется в различных направлениях И С помощью различных методик:

• невербальных техник эмоциональных коммуникаций В. Сатир И Когнитивно-поведенческой терапии, использующихся при лечении бронхиальной астмы;

• методики «конструктивного спора» Баха-Кратохвила, раскры­вающей внутриличностный конфликт между агрессивными им­пульсами и потребностью в зависимости, а также чрезмерный перфекционизм подростков с гипертонией;

• гештальт-техник, позволяющих в процессе поочередного про­игрывания противоположных стилей поведения обсудить аг­рессивно-тираническую И Зависимо-фобическую биполярность пациентов с язвенной болезнью желудка И Двенадцатиперст­ной кишки, осознать причины ее формирования и изменить стереотипы взаимоотношений на более гибкие и эмпатические (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

Категории: