Неоконченный рассказ «мальчик с богатым воображением»

Жил-был мальчик, очень умный, начитанный и большой любитель кино. Возможно, в будущем он мог бы стать писателем и создавать сценарии для кинофильмов. Для этого у него были все данные, а глав­ное — богатое воображение. Уже сейчас, будучи ребенком, он сочинял захватывающие истории про «инопланетян»-, «черную руку», «крас­ные глаза», «пеструю ленту», про вампиров, чудовищ, пиратов, рэке­тиров, убийц и людоедов и с увлечением рассказывал эти страшилки и ужастики своим приятелям. Те с замиранием сердца слушали его рас­сказы и восхищались неуемной фантазией товарища. Но ни друзья этого мальчика, ни даже его родители не догадывались о том, что сам он страдает от своего богатого воображения. А дело было в том, что когда наступал вечер, мальчик ложился в постель и гасил свет, все персонажи его кошмарных сочинений ярко и отчетливо, как живые возникали перед его мысленным взором и начинали кружиться по ком­нате, улюлюкая, приближаясь и угрожая расправой. В эти моменты мальчика охватывал ужас, хотя он и понимал, что это ему только мерещится. Как не пытался он отогнать от себя этих страшил, это ему не удавалось. Ведь все они были плодом его собственного вообра­жения.

Мальчик зажигал свет, просил родителей посидеть с ним, заявлял, что ему не хочется спать, просил оставлять дверь в его комнату от­крытой, якобы для того, чтобы не было душно. Но на самом деле ему было стыдно признаться, что ему просто страшно оставаться од­ному в темноте.

Мальчику надоела такая жизнь, и он стал думать о том, как изба­виться от страхов, связанных с собственным воображением. И вот что он придумал.-

Но поскольку это был умный мальчик, то он решил, что просто из­бавиться от тех или иных страхов не достаточно. На место одних могут прийти другие, и тогда всю жизнь придется только тем и за­ниматься, что бороться с очередными страхами. Единственный вы­ход, решил мальчик — это самому стать смелее. А для этого необхо­димо следующее...

Выполнение задания по этому и по второму рассказу обсуждает­ся на 3-м занятии.

При обсуждении все варианты окончания рассказа выписывают­ся на доске и записываются в тетради для домашних заданий. После этого терапевт предлагает практически применить придуманные при­емы борьбы со страхами. Дети и родители достают собственные ри­сунки «детских страхов» и делают их нестрашными посредством того, что дорисовывают решетку, «сажая разбойников в тюрьму, а зверя в клетку», надевают на злодея смешной колпак и подрисовывая рот до ушей, превращают его в клоуна, «подбрасывая» страшиле банановую корку, на которой он поскользнется, внося в рисунок персонаж храб­рого защитника (милиционера, богатыря), доброго волшебника. Можно самому напугать ужастиков плеткой, наручниками, револь­вером, угрозой разделаться с ними с помощью ножниц и огня (риту­ал публичного сжигания страхов).

Дома предлагается опробовать придуманные способы развития смелости: поставить личный рекорд пребывания в одиночестве в тем­ной комнате. При этом можно пользоваться электрическим фонари­ком, есть конфеты или фрукты, жевать жвачку, слушать магнитофон, заниматься аутотренингом, внушая себе смелость, сочинять смеш­ные истории, повторять домашнее задание, таблицу умножения или просто отсчитывать секунды «рекордного» времени. Пугающие в тем­ноте вещи (люстра, цветочньш горшок, обгоревший лифт и т. д.) пред­лагается раскрасить красками, украсить вещами ребенка.

На следующем (4-м) занятии каждый называет время своего «лич­ного рекорда» и делится приобретенным опытом воспитания смело­сти, преодоления страхов.

Неоконченный рассказ «Будущая учительница»

Жила-была девочка, очень хорошая, добрая и дружелюбная. Она успешно училась, примерно себя вела и заслуженно пользовалась лю­бовью и уважением как учителей, так и своих одноклассников. И ко­нечно же, эта девочка мечтала стать учительницей, когда вырастет. И она была уверена, что ее ученики будут прилежно учиться и при­мерно себя вести. Ведь она будет очень стараться, чтобы детям в ее классе было интересно, радостно и не тяжело. Но вот одно ее смуща­ло. Что, если к ней придут родители ее учеников и скажут: «Конечно, Марья Ивановна, Вы учительница, Вы окончили педагогический ин­ститут и знаете, как надо воспитывать детей. Поэтому они Вас слу­шают. А вот дома наши дети бывают упрямыми и капризными. Ска­жите нам, почему дети бывают упрямыми и капризными, и что должны делать родители, когда их ребенок упрямится и капризнича­ет?»

Думала девочка, думала, как ответить на эти вопросы и, наконец, придумала.

Дети бывают упрямыми и капризными потому, что...

Когда ребенок упрямится и капризничает, надо...»

При обсуждении все варианты окончания рассказа, предложен­ные каждым ребенком и каждым родителем, выписываются двумя столбиками на доске (слева — причины упрямства и капризов, спра­ва — воспитательные рекомендации). Одновременно ведется запись в тетрадях для домашних заданий, что может быть использовано для семейной психотерапии. В процессе беседы терапевт обращает вни­мание на то, что существует масса причин отклоняющегося поведе­ния детей (усталость, голод, плохое настроение, болезнь, неуважи­тельная форма инструкции, непосильность задания, стремление плохим поведением привлечь внимание, непонимание необходимо­сти того, что требуется, избалованность и т. п.). Так же много извест­ных способов действенного и эффективного реагирования на упрям­ство и капризы ребенка (уговоры, разъяснения, угрозы, наказание, игнорирование, смена приказа на просьбу, обещание награды, пред­ложение помощи, вдохновление и т. д.). Секрет успеха заключается в том, чтобы реакция на каприз подходила, как ключ к замку, к его причине. Тот факт, что это происходит далеко не всегда, подтвержда­ется тем, что, во-первых, разнообразие родительских реакций оказа -

. лось меньше числа причин капризов, а во-вторых, многие из присут­ствующих давали воспитательную рекомендацию, совсем не соответ­ствующую той причине непослушания, которую сами же назвали при ответе на первый вопрос незаконченного рассказа.

(«Ловушка», позволяющая доказать последний тезис, заключает­ся в том, что вначале группа по кругу отвечает на первый вопрос, а затем, в том же порядке, на второй. При этом внимание на логичес­кое несоответствие их обращается не сразу, а где-то на середине за­полнения второго столбца.)

Родителям дается рекомендация расширить репертуар своих вос­питательных реакций на непослушание детей за счет использования чужого опыта, не забывая при этом о необходимости соотнесения их с причиной упрямства и каприза. Для выяснения последней полезно оценить состояние ребенка до предъявления инструкции, ориенти­руясь на его невербальное поведение. Не исключается и прямой воп­рос о причине каприза, а также обращение за советом «Что бы ты сделал в данной ситуации на моем месте?»

14. Сочинение для взрослых «День сурка» для психодраматичес­кого разыгрывания в группе.

Ведущий ко-терапевт напоминает группе содержание американс­кого фильма «День сурка», повествующего о том, как его главный герой постоянно просыпался в один и тот же день и проживал его по-новому, зная об ожидающих его событиях и последствиях собствен­ного необдуманного, опрометчивого и неадекватного поступка. Ис­правляя каждый день «ключевую» ошибку, совершенную накануне, он менял последующие события, которые начинали протекать бла­гополучно до очередного его «промаха», приводившего к конфликту с любимыми, близкими и значимыми для него людьми.

Каждому предлагается вспомнить день, который бы он очень хо­тел прожить заново, чтобы не совершить поступка, о котором до сих пор жалеет и с которым связывает последующие события, негативно отразившиеся на его судьбе. Проанализировав свои тогдашние чув­ства, мысли и мотивы поведения, следует «переписать» тот день «с чистого листа» с учетом исправленного поведения и представить, как в таком случае сложилась бы последующая жизнь вплоть до сегод­няшнего дня. Далее предлагается сравнить воображаемый «сегодняш­ний день» с реальным и дать ответ на вопрос, хотел бы он вернуться в утро того «злополучного» дня, если вообразить, что Мефистофель

Предложил ему такую возможность на тех же условиях, что и докто-Фаусту? При этом подчеркивается, что от совершения других

Ошибок, способных вновь изменить идеально построенную судьбу,

Никто не застрахован. С другой стороны, «если душа болит, значит

Она еше при Вас, а не продана дьяволу».

Желающему предлагается роль протагониста в психодраме «День

Сурка» по его жизненному сценарию.

Категории: