Почему дети бывают упрямыми и капризными?

1. Родители детям слишком много запрещают.

2. Родители постоянно заняты собственными делами.

3. Дети не «видят» непосредственного (ближайшего) результа­та той деятельности, которая им навязывается взрослыми.

4. Дома, в отличие от детского коллектива, не с кем соревновать­ся в том, чтобы «быть хорошим», родители «и так любят», а плохим быть легче — не надо стараться.

5. Родители относятся к детям, как начальники к подчиненным (Я — начальник, ты —...).

6. Родители в своих требованиях не учитывают сил и возмож­ностей детей.

7. Родители слишком категоричны и бескомпромиссны.

8. У родителей нет достаточных знаний о воспитании.

9. Родители «ленивы и нелюбопытны», интересы детей им без­различны.

10. Родители «не слышат детей».

11. Родители говорят на «взрослом» языке, непонятном для де­тей.

12. Отношение родителей к ребенку, как к малышу, контрасти­рует с их требованиями к нему, как к идеальному взрослому.

13. Родители забыли, какими они сами были в детстве.

14. Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из-за того, что его не понимают и это внешне выглядит, как кап­риз.

15. Ребенок нездоров, устал, голоден или не выспался.

16. У ребенка плохое настроение.

17. Родители не стремятся сделать задание более интересным для ребенка.

18. Ребенку «выгодно» быть капризным, «больным», потому что в этот момент на него обращают внимание, тогда как его «взрослое», «должное» поведение (требующее усилий), не подкрепляется вниманием.

19. Ребенок «забыл» или не уяснил, «кто в доме хозяин» и счита­ет, что он — «пуп земли».

20. Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые решения-инструкции.

21. Родители часто торопят, подгоняют детей или начинают де­лать за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.

22. Слишком мало времени для «чистого» общения с ребенком.

23. Когда ребенку интересно то или иное дело (стирка, глажка, приготовление пищи, мытье посуды и т. п.), родители оста­навливают его из-за нехватки времени или опасения травмы, а потом (в более старшем возрасте) требуют помощи по дому.

24. Ребенок отказывается от выполнения того или иного дела из-за боязни ошибиться, не справиться, а не из-за строптивого характера.

25. Родители не интересуются мнением ребенка, а свое считают единственно верным.

26. Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего сами не добились в жизни, не интересуясь, подходит ли это ребенку.

27. Ребенок с детства избалован и не приучен к подчинению стар­шим.

28. Дома не ставят «оценок», значит, незачем стараться.

29. В школе относятся «по-взрослому» — значит уважают, а дома — нет, тогда как ребенку уже мало любви, ему требуется уважение родителей.

30. Капризы — способ «показать характер», добиться своего, са­моутвердиться, выбраться из «пеленок» родительской гипер­опеки.

31. Капризы — способ уклониться от выполнения обязанностей, поручений.

32. Родители требуют убрать «игрушки», когда ребенок еще не «доиграл».

33. Родители регламентируют жизнь ребенка, исходя из сообра - 5 жений собственного удобства и спокойствия.

34. Среди родителей кет единства в подходе к воспитанию ре­бенка.

35. Родители непоследовательны — сегодня запрещают то, что вчера разрешали.

36. Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуаль­ных особенностей ребенка, его характера, потребностей, ин­тересов, умственных и физических возможностей, «психоло­гического возраста».

37. Родители тормозят развитие самостоятельности ребенка, не передают своевременно ответственности за принятие реше­ний (когда вставать, что надевать, как поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате, самому выяснить отношения с братом, сестрой и т. п.).

38. «Правила игры» в семье расходятся с «правилами», приня­тыми в обществе.

39. Отношение к разновозрастным детям разнится только в смыс­ле обязанностей, тогда как старший имеет право на большие права и привилегии.

40. Родители не подкрепляют «взрослого» и «здорового» пове­дения ребенка, и потому «детское» и «больное» выглядит бо­лее привлекательным.

41. Родители не держат слова, не выполняют обещанного.

42. Родители не способствуют проявлению взрослости, силы, му­жества, умелости (в том числе в качестве «маминого защит­ника», «рыцаря», «папиной хозяюшки» и т. п.).

43. Дети завидуют тому, что родители всегда правы и безошибоч­ны, чувствуют собственную неполноценность рядом с «образ­цово-показательными» родителями.

Категории: