Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста

В последние годы все чаще говорится о трудностях обучения В Начальной школе. По данным официальной статистики около 30% детей младшего школьного возраста, обучающихся в школе, имеет непреходящие трудности в обучении. Причем у этих детей не выяв­ляется грубой патологии психического развития, их состояние ско­рее можно оценить как пограничное.

Большинство специалистов, работающих с детьми: медики, пси­хологи, педагоги, отмечают, что традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка во многих случаях не при­носят устойчивого результата. А. В. Семенович и Е. А. Воробьева напрямую говорят о том, что «в нынешней детской популяции акту­ализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволя­ющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психи­ческой деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом — мишень». Специалисты отмечают, что затруднения в обучении, об­щении, адаптации, различные варианты отклоняющегося поведения чаще наблюдаются у детей с нарушениями раннего, в том числе внут­риутробного, развития (неблагополучное течение беременности, ро­дов, тяжелые заболевания до 1 года). Отсюда логично сделать вывод, что коррекционные воздействия следует изначально направлять не на развитие высших психических функций (ВПФ), а на базальный сенсомоторный уровень, т. е. на развитие дефицитарных функций, как бы «пропущенных» ребенком на этапах раннего онтогенеза. И только на заключительных этапах работы переходить к методам ког­нитивной психотерапии. Проф. Ю. С. Шевченко пишет, что «кроме того, позитивный регресс к более ранним уровням функционирова­ния... включает психодинамические процессы не только в плане ка-тарсического отреагарования тех или иных инфантильных конфлик­тов, но и восполняет, гармонизирует ущербный опыт индивидуального и социального функционирования». Идея «замещающего развития» также является центральной в методе проф. Б. А. Архипова. То есть

Корреквдюнный процесс должен быть нацелен на уровни, предше­ствующие несформированным или нарушенным. В противном слу­чае работа педагогов и психологов будет похожа на работу кровельщи­ков, пытающихся положить крышу на дом с недостроенным фундаментом и стенами.

Предлагаемая коррекционная программа разработана на основе «комплексной методики психомоторной коррекции».

Программа рассчитана на 9 месяцев. Регулярность занятий с психологом — 2 раза в неделю. Первые три — четыре месяца реко­мендуются индивидуальные занятия, в дальнейшем — групповые (если не имеется индивидуальных особенностей развития, требу­ющих изменить данную схему). При этом занятия с психологом обязательно сочетаются с ежедневной самостоятельной работой пациентов дома[3].

Упражнения, используемые в методике, направлены на функци-. овальную активацию стволовых и подкорковых образований голов­ного мозга, стабилизацию межполушарных взаимодействий, фор­мирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга. Предлагаемый ниже список упражнений имеет лишь условное разделение по своему назначению, так как, исходя из кон­цепции A. R Лурии, все три функциональные блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования; блок получения, переработки и хранения внешней информации; блок программирования, регуля­ции и контроля психической деятельности) работают в единой си­стеме, поэтому невозможно представить себе какую-либо произ­вольную деятельность, при которой задействован лишь один блок. Но, опираясь на представления об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности**, мы считаем, что порядок предъявления ребенку упражнений должен соответствовать схеме онтогенетического развития — «лежание — сидение — ползанье — стояние — хождение и т. д.». В зависимости от результатов предва­рительной диагностики (с использованием методик нейропсихоло-гического исследования), набор предлагаемых ребенку заданий может варьироваться, дополняться или сокращаться.

Предлагаемый комплекс перспективен также в коррекционной работе с «речевыми» пациентами (дислалия, дизартрия, дисграфия, заикание), детьми с общей и парциальными задержками психичес­кого развития, гиперактивностью, патологическими привычными действиями, тиками и гиперкинезами.

Категории: