В последние годы все чаще говорится о трудностях обучения В Начальной школе. По данным официальной статистики около 30% детей младшего школьного возраста, обучающихся в школе, имеет непреходящие трудности в обучении. Причем у этих детей не выявляется грубой патологии психического развития, их состояние скорее можно оценить как пограничное.
Большинство специалистов, работающих с детьми: медики, психологи, педагоги, отмечают, что традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка во многих случаях не приносят устойчивого результата. А. В. Семенович и Е. А. Воробьева напрямую говорят о том, что «в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом — мишень». Специалисты отмечают, что затруднения в обучении, общении, адаптации, различные варианты отклоняющегося поведения чаще наблюдаются у детей с нарушениями раннего, в том числе внутриутробного, развития (неблагополучное течение беременности, родов, тяжелые заболевания до 1 года). Отсюда логично сделать вывод, что коррекционные воздействия следует изначально направлять не на развитие высших психических функций (ВПФ), а на базальный сенсомоторный уровень, т. е. на развитие дефицитарных функций, как бы «пропущенных» ребенком на этапах раннего онтогенеза. И только на заключительных этапах работы переходить к методам когнитивной психотерапии. Проф. Ю. С. Шевченко пишет, что «кроме того, позитивный регресс к более ранним уровням функционирования... включает психодинамические процессы не только в плане ка-тарсического отреагарования тех или иных инфантильных конфликтов, но и восполняет, гармонизирует ущербный опыт индивидуального и социального функционирования». Идея «замещающего развития» также является центральной в методе проф. Б. А. Архипова. То есть
Корреквдюнный процесс должен быть нацелен на уровни, предшествующие несформированным или нарушенным. В противном случае работа педагогов и психологов будет похожа на работу кровельщиков, пытающихся положить крышу на дом с недостроенным фундаментом и стенами.
Предлагаемая коррекционная программа разработана на основе «комплексной методики психомоторной коррекции».
Программа рассчитана на 9 месяцев. Регулярность занятий с психологом — 2 раза в неделю. Первые три — четыре месяца рекомендуются индивидуальные занятия, в дальнейшем — групповые (если не имеется индивидуальных особенностей развития, требующих изменить данную схему). При этом занятия с психологом обязательно сочетаются с ежедневной самостоятельной работой пациентов дома[3].
Упражнения, используемые в методике, направлены на функци-. овальную активацию стволовых и подкорковых образований головного мозга, стабилизацию межполушарных взаимодействий, формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга. Предлагаемый ниже список упражнений имеет лишь условное разделение по своему назначению, так как, исходя из концепции A. R Лурии, все три функциональные блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования; блок получения, переработки и хранения внешней информации; блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности) работают в единой системе, поэтому невозможно представить себе какую-либо произвольную деятельность, при которой задействован лишь один блок. Но, опираясь на представления об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности**, мы считаем, что порядок предъявления ребенку упражнений должен соответствовать схеме онтогенетического развития — «лежание — сидение — ползанье — стояние — хождение и т. д.». В зависимости от результатов предварительной диагностики (с использованием методик нейропсихоло-гического исследования), набор предлагаемых ребенку заданий может варьироваться, дополняться или сокращаться.
Предлагаемый комплекс перспективен также в коррекционной работе с «речевыми» пациентами (дислалия, дизартрия, дисграфия, заикание), детьми с общей и парциальными задержками психического развития, гиперактивностью, патологическими привычными действиями, тиками и гиперкинезами.