Основные проявления психосоматических расстройств у детей представлены в разных сферах

Генез и основные проявления психосоматических расстройств у детей представлены в разных сферах, определяющих жизнедеятель­ность человека, — психической и соматической.

Это качество распространенной, особенно в детском возрасте, па­тологии до сих пор создает определенные трудности в диагностике и тем более терапии. Об этом свидетельствует история изучения про­блемы психосоматических соотношений, охватывающая практичес­ки весь период развития медицины.

К настоящему времени большинство исследователей пришло к мнению, что психосоматические расстройства в широком смысле связаны с наличием эмоциональной (аффективной) патологии, тог­да как в узком смысле обусловлены воздействием психотравмирую-щих факторов. Последнее положение закреплено в документах ВОЗ (1965,1970). То есть основным фактором этиопатогенеза этого вида патологии являются аффективные, в частности, депрессивные рас­стройства, преимущественно психогенного происхождения.

Особенности психогенной депрессии невротического уровня (не­вротической депрессии) у детей, до этого практически не освещен­ные в специальной литературе и описанные в данной работе, позво­ляют более четко представить механизм возникновения И Развития психосоматических расстройств на ранних возрастных этапах.

Анализ роли ряда других факторов риска возникновения психо­соматических расстройств указывает на особенности патогенеза, связанные с полиморфизмом этих факторов, среди которых более значительно представлены биологические (генетические и цереб­рально-органические) при весьма существенной доле психосоци­альных. Длительность существования психогенной депрессии не­вротического уровня И Связанных с ней соматических нарушений также обусловлена этими факторами Относительно благоприятный прогноз динамики отмечается при длительности заболевания менее 4 лет, смягчении влияния психосоциальных и эволютивной динамит ке церебрально-органических факторов с обратным развитием пси­хопатологических и соответственно соматических нарушений. При большей длительности заболевания с усилением роли факторов рис­ка (генетических, церебрально-органических, психосоциальных) уже в детском возрасте происходит развитие психосоматических заболе­ваний или эндогенизация и патохарактерологизация депрессии с последующим формированием в зрелом возрасте эндогенных депрес­сивных состояний (эндореактивная депрессия) и, с несколько мень­шей вероятностью, психопатических особенностей личности (нажи­тая или «краевая» психопатия).

В узком смысле собственно психосоматические расстройства у детей — это группа психогенных психических нарушений с различ­ными соматовегетативными проявлениями, клиническая картина ко­торых в подавляющем большинстве случаев определяется депрессив­ными проявлениями в виде легких (субдепрессия, дистимия) или умеренно выраженных депрессивных эпизодов, а также частично в виде синдромов или субсиндромов в структуре психических рас­стройств пограничного, чаще невротического, круга.

Психосоматические расстройства для детского возраста харак­терны в большей степени, чем для зрелого. Основой этого является онтогенетически обусловленная незрелость головного мозга, в час­тности недостаточность регуляторной деятельности коры, и недо­статочная степень готовности к функционированию той или иной соматической системы. На выраженность И Длительность психосо­матических расстройств влияет также возраст. Так, в дошкольном возрасте чаще отмечаются психосоматические реакции, в школьном И Подростковом — состояния, а заболевания — в подростковом. Не последнюю роль в возникновении психосоматических расстройств играют возрастные кризы, во время которых чаще происходит воз­никновение или обострение аффективных нарушений с обязатель­ной, нередко массивной, соматизацией. Частота возникновения тех или иных психогенно обусловленных функциональных нарушений нередко связана с полом. При общем соотношении мальчиков И Де­вочек 1:1,3 в контингенте, частота кожной патологии у них равная, а при эндокринной патологии, чаше с нарушением менструального цикла, присущей только девочкам, — 1:5,9.

Локализованные (системные) психосоматические расстройств имеют общие признаки, к числу которых, в первую очередь, относит­ся наличие аффективной (депрессивной) патологии, и определенная представленность факторов риска. Отличия этих расстройств заклю­чаются в особенностях анатомо-физиологических проявлений, ко­торые при нарастании эндогенизации или патохарактерологизации невротической депрессии нередко могут изменяться обычно в направ­лении от онтогенетически ранних к более поздним (пищеваритель­ные, кожные, дыхательные, двигательные, сердечно-сосудистые, эн­докринные), а также в выраженности и качественных особенностях депрессии, в характере и представленности других факторов риска.

Учитывая роль депрессии как ведущего фактора патогенеза пси­хосоматических (психовегетативных) расстройств и в широком, и в узком (психогенном) смысле, основным критерием диагностики это­го вида патологии должно быть наличие У Детей аффективной, чаще депрессивной, патологии. Соответственно кодирование психосома­тической патологии следует производить с использованием разде­лов F3 (рубрики F32.01, F32.ll, F34.1), F4 (рубрики F43.20-23, F43.25, F45.0-9) и F5 (рубрика F50.0-9, F54), также F9 (рубрики F93.8-9; F95.1-2, F98.0-9).

Существующие до настоящего времени разделение и противосто­яние терапевтических подходов на психологический и нейрофизио­логический явно не способствуют эффективности лечения детей с психосоматическими расстройствами.

У каждого из этих подходов есть достоинства и недостатки. Если психологический подход с его обилием психотерапевтических мето­дик более действен на ранних этапах терапии, то нейрофизиологи­ческий (психофармакотерапия) при относительной ограниченности методических подходов дает более высокие результаты в отдаленном периоде. К достоинствам последнего относится и возможность одно­временной эффективной курации большого числа больных, тогда как психотерапия, даже групповая, имеет в этом существенные ограни­чения.

Противопоставление в использовании этих подходов к терапии психосоматических расстройств в настоящее время несколько смяг­чилось. Психотерапевты допускают возможности дополнительного психофармако-терапевтического лечения больных, тогда как психи­атры, в большинстве случаев применяющие психотропные средства, чаще рекомендуют сочетание психофармако - и психотерапии, что более эффективно при лечении психогенно обусловленных психо­соматических расстройств у детей.

Выбор лекарственных средств, используемых при лечении пси­хосоматических расстройств, должен быть значительно шире, чем при терапии некоторых психических и соматических заболеваний в от­дельности и даже вместе взятых, потому что динамика психосомати­ческих расстройств, особенно у детей, нередко сопровождается из­менением не только в характере и степени выраженности как психи­ческих, так и соматических расстройств, но и в локализации последних.

Опыт донаучной (народной) медицины свидетельствует о значи­тельной эффективности при лечении лиц с психосоматическими рас­стройствами лекарственными средствами растительного происхож­дения. Часто одно и то же растение приводит к устранению патологии в различных органах и системах, в частности, таким свойством обла­дает зверобой, поэтому его называют средством от 99 болезней. По последним данным, это растение содержит в числе других активные вещества, обладающие антидепрессивным воздействием, не уступа­ющим таким антидепрессантам, как прозак, амитриптилин и мелип-рамин, при большей безопасности применения. Имеется целый ряд растений, оказывающих как антидепрессивно-тонизирующее, так и антидепрессивно-седативное воздействие, которые через влияние на центральную нервную регуляцию способствуют устранению нару­шений не только в психической, но и соматической сфере.

Вместе с тем на современном этапе развития медицины роль син­тетических психотропных препаратов является главной. Необходи­мость использования в первую очередь антидепрессантов, а в каче­стве дополнительных средств транквилизаторов, ноотропов и нейролептиков, диктуется особенностями патогенеза психосомати­ческих расстройств, в особенности у детей, в связи с легкостью воз­никновения депрессивных расстройств и их частой соматизацией. С другой стороны, психотерапия детей с данной патологией должна носить комплексный (индивидуальный, семейный, групповой), кли­нически оправданный (учитывающий психогенез, форму, тяжесть и этап динамики психосоматического расстройства) и онтогенетичес­ки ориентированный характер.

Предложенные авторами терапевтические подходы позволяют в значительной мере повысить эффективность лечения детей с психо­соматическими расстройствами и уменьшить вероятность формиро­вания психосоматических заболеваний как в детском, так и в зрелом возрасте.

Категории: