Терапия материнской любовью — материнская суггестия

Разработанный и предлагаемый нами метод психотерапевтичес­кой и коррекционно-педагогической работы с семьями направлен на улучшение здоровья детей и нормализацию нарушенных внутрисе­мейных связей.

В его основе лежат глубинная психоэмоциональная общность ма­тери и ребёнка, материнская любовь и особая роль для ребёнка мате­ринской речи и голоса.

Все эти факторы известны, и упоминание о них нередко встре­чается в общей и специальной литературе. Нами же детально раз­работана комплексная система их практического использования с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ре­бенка.

Психотерапия — это воздействие специалистом с лечебной целью на сознание и подсознание больного, а через них и на все функции организма. Основным в этом воздействии является слово (В. Е. Рож­нов). В нашем методе психотерапия ребенка осуществляется мамой и через маму. Мы добиваемся того, чтобы мамина речь стала как бы внутренним голосом ребенка, дающим ему установку на здоровье, счастье, хорошее развитие.

Основой метода является базовая суггестивная программа, состо­ящая из тщательно отобранных и многократно проверенных на прак­тике слов и фраз — ночная сказка.

Базовая программа унифицирована, с нее начинается работа с каж­дым ребенком. Использовать ее можно при работе как с больными детьми, так и с любым здоровым ребенком.

Программа состоит из четырех блоков.

Первый блок — витамин материнской любви:

А) Я тебя очень сильно люблю;

Б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть;

В) Ты моя родная частичка, родная кровинушка;

Г) Я без тебя не могу жить;

Д) Мы все тебя очень сильно любим.

Этот блок обязателен для базовой и индивидуальных программ. Слова и фразы тщательно выверены. Их менять нельзя. Только в том случае, если работа ведется с приемным ребенком, убираются слова «родная кровинушка».

Второй блок — физическое здоровье.

Во время работы с этим блоком мы учим матерей мысленно вос­производить перед своим внутренним взором идеальный образ свое­го ребенка:

А) Ты сильный, здоровый, красивый ребенок;

Б) Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро и хорошо растешь и
развиваешься;

В) У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик (при
составлении индивидуальных программ этот раздел расшиф
ровывается клиникой психосоматических заболеваний);

Г) Ты легко и красиво двигаешься (вся гамма двигательных рас
стройств);

Д) Ты закаленный ребенок, редко, мало и легко болеешь.
Третий блок нервно-психические расстройства:

А) У тебя хорошие, крепкие, здоровые нервы (сюда могут вой
ти все астенические, церебрастенические, церебрапатичес
кие, вегетативные и пр. расстройства);

Б) У тебя хорошо развиваются головка и ум (сюда входят за
держки развития, школьная неуспеваемость и т. д.);

В) У тебя всегда хорошее настроение. Ты любишь-улыбаться
(вся гамма аффективной патологии);

Г) Ты очень хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Ты
видишь только хорошие добрые сны. Ты очень хорошо от
дыхаешь, когда спишь;

Д) У тебя хорошо и быстро развивается речь (здесь — задерж
ки речевого развития и вся гамма речевых расстройств, в том
числе и заикание).

Четвертый блок — «Я забираю твою болезнь».

Используется народный прием, когда мама за счет своего эмоцио­нального напряжения, концентрированного желания, волевого уси­лия, освобождает ребенка от болезненных проявлений.

Этот блок приобретает большое значение при переходе от базо­вой программы к индивидуальной. Содержит фразы, оттеняющие конкретные симптомы и синдромы.

Вся программа обязательно заканчивается фразой «Я тебя очень, очень сильно люблю!»

Важно, что программа строится только на позитивных установ­ках, направлена на проявление положительных эмоциональных ре­акций, стимулируя через сознание и подсознание все здоровое, ак­тивное, сильное, положительное.

Болезненная симптоматика ни в коем случае не отмечается, а в сознании формируется позитивная альтернатива.

На освоение базовой программы мы отводим две недели. Работать с ребенком следует ежедневно. Начинать работу нужно примерно через 30 минут после того, как он заснул. Мама садится рядом, слег­ка прикасается к ручке или головке ребенка и, сосредоточившись, начинает работать.

Обучение мамы происходит следующим образом. После объясне­ния сущности и возможностей метода, при установлении необходи­мого контакта с врачом и проявлении мамой желания заниматься со своим ребенком, диктуется базовая программа. После того как она записана, мама проходит обучение на примере первого блока. Ей пред­лагается закрыть глаза и сначала мысленно, а затем вслух и вырази­тельно передавать ребенку содержание фраз блока, которые произ­носит врач. В дальнейшем мама эти фразы будет считывать, пока не выучит их с записанной программы.

Врач в нужной тональности произносит первую фразу: «Я тебя очень сильно люблю». Услышав ее, мама мысленно, а затем вслух пе­редает ее ребенку, адресуясь к нему.

Продиктовав фразу вслух, врач также вместе с мамой повторяет ее мысленно, после чего дает команду матери произносить фразу вслух. Очень важно, чтобы мама мысленную часть передавала мед­ленно, а фразу вслух произносила выразительно, вкладывая в нее чувство большой любви.

За время работы по базовой программе специалист должен пол­ностью разобраться в состоянии ребенка и его особенностях, после чего на основе базовой программы совместно с мамой составляется индивидуальная, направленная на лечение или коррекцию.

Параллельно с клиническим изучением семье предлагается соста­вить перечень всех проблем ребенка. Мы объясняем матери или всей семье, что, составляя этот реестр жалоб, они как бы всю свою семей­ную боль передают бумаге, тем самым начиная от нее освобождать­ся. С этого момента ребенок воспринимается таким, каким он явля­ется здесь и сейчас, к прошлому возврата нет, все устремлено толь­ко в будущее. И в дальнейшей работе мы решительно пресекаем по­пытки родителей предъявлять жалобы на здоровье или поведение ребенка.

С начала работы мать начинает вести специальный дневник на­блюдений за ребенком, в который заносит только положительные изменения, пускай даже незначительные. В едином психоэмоцио­нальном поле матери и ребенка улучшение должно начинаться в ее сознании, потенциируя ребенка.

Терапия материнской любовью не является панацеей от всех бо­лезней и болезненных состояний, но диапазон ее положительного влияния достаточно широк. В настоящее время метод успешно ис­пользуется для работы с задержками физического, психического и речевого развития, детскими неврозами и невротическими реакция­ми, фобическими состояниями, детской психосоматикой, поведен­ческими отклонениями, патологическими привычками, зависимос­тями и другими нарушениями.

[1] Вариант игры — навстречу идут шеренга детей и шеренга родителей, как символы двух поколений.

[2] Вариантом транса является скандирование (аналогично трансу седьмого дня — «ритм жиз­ни») тех качеств, которые были выделены как характерные для «знаменитого тезки» того или иного пациента. Один ко-терапевт отбивает основной ритм, а второй, проходя по кру­гу, останавливается у каждого участника группы, интенсифицируя его постукивания в грудь, громкость голоса и подхватывая его лозунг («сме-лость», «му-же-ство», «на-стой-чи-вость», «тру-до-лю-би-е» и т. п.) громогласным императивом: «Да! Ты можешь быть и будешь смелым!», «...мужественным!», «„.настойчивым!» н т. д.

[3] Проблема коррекции ущербных функций и формирования новых навыков у детей часто осложняется слабостью мотивации, недостаточностью еобстветтьгх волевых возлгожнос-гей, нежеланием выполнять родительские инструкция, инертностью механизмов устой­чивого патологического состояния на всех уровнях организменного, личностного и семей­ного функшготгрования ребенка. Курс ИНТЭКС-терапим, предваряющий многомесячный куре непропсихолопгческой коррекции психосоматических пациентов (так же, как и в случаях с речевыми пациентами, нуждающимися в длительной логопедической коррек­ции), в существенной степени снимает эти проблемы за счет дестабилизации инертной патологической системы по всей се био-психо-социальной впггикали, чувственной диаг­ностики существующих для ребенка и его родителей проблем, улучшения в их взаимоот­ношениях и приобретения опыта совместной деятельности, достижения большей "взрос­лости" в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах, значительного улучшения психофизического состояния пациента.

' В контексте психотерапии собственно психосоматических расстройств работа с указан­ными тремя нейропсихологическими блоками (энергетическим, афферентным, эфферен­тным) имеет прямое, опосредованное и косвенное влияние на патогенетические механиз­мы рассматриваемой патологии. Имеется в виду оптимизация психоэмоционального тонуса всего организма (психопатологическим признаком снижения которого является сомати-зированная депрессия) за счет стимуляции активности соответствующих структур рети­кулярной формации, повышения тонуса коры и, как следствия, восстановления суборди­нации корково-подкорковых связей. Развитие и совершенствование межполушарных взаимодействий опосредует эффективность преодоления алекситимии и гармонизации вербально-невербальных форм мышления и общения. Наконец, формирование таких пред­посылок интеллекта, как тонкая моторика, фонематический слух, пространственно-вре­менной анализ и синтез и проч., а также совершенствование программирующе-регулиру-ющего контроля психической деятельности передних отделов больших полушарий снимает источник постоянных психотравмирующих переживаний, связанных с трудностями фор­мирования школьных навыков и поведенческой адекватности.

Категории: