Тренинг пластичности (коррекция психофизиологической ригидности)

Среди специфических методов ПРЛ на начальных этапах психоте­рапевтической работы используется тренинг пластичности (нейтра­лизация ригидности). Его цель — дестабилизация патологической до­минанты, повышение подвижности нервной системы и мыслительных процессов для освобождения от устоявшихся стереотипов негативно­го поведения и повышения готовности к усвоению новых, позитив­ных схем. Пластичность тренируется в вербачьно-понятшгно-логичес-кой, аналогово-образной и праксической сферах мышления. Кроме коррекции нейрофизиологической основы этот тренинг имеет мета­форическое значение, скрытый смысл — суггестию инициации и реа­лизации перемен. Он способствует также нейтрализации сверхценно­го отношения к психотравмируюпшм воздействиям или объектам зависимости. Девиз этого метода: «Изменить всё, что можно изменить».

Общий тренинг пластичности включает в себя приёмы абсурди-зации, гротеска, юмор, которые применяются в специальных вопро­сах — ответах и домашних заданиях. Пациенту даётся инструкция от­вечать, отклоняясь от общепринятых схем, например, меняя голос или заведомо неправильно, абсурдно на вопросы, задаваемые психо­терапевтом, а в домашних условиях — самому себе, соответствующим образом подготовленным родителям или другим членам семьи. Воп­росы могут касаться имени, возраста, пола, расовой принадлежнос­ти, рода занятий пациента, времени года, ситуации в стране, состава правительства и т. п. Тренируются «обратные действия»: использо­вание левой руки вместо правой (у правшей) при употреблении пищи, чистке зубов, выполнении других действий, необычные вари­анты походки. Изменяется привычная локализация в пространстве квартиры, врачебном кабинете и других местах. Модифицируется прическа, цвет волос, манера одеваться и т. д.

При специальном тренинге пластичности дестабилизируется сложившееся представление о психотравмируюших объектах или субъектах — здесь могут быть использованы разнообразные вари -

Анты позитивной интерпретации этих факторов. При этом алгоритм негативной интерпретации «Как плохо, что...», «Как ужасно, что...» заменяется алгоритмом «Как это хорошо, что...», «Как это прекрас­но, что...» и т. п. Например, при краниалгиях: «Как хорошо, что у меня болит голова — это позволяет мне больше узнать себя и пол­нее оценить другие моменты жизни — когда голова не болит». Или: «Как хорошо, что мне наступили на ногу в метро — значит, я лич­ность значительная, мимо меня так просто не пройдёшь». Чтобы ин­терпретация действовала желательным образом, пациент должен в неё верить, это обеспечивается предшествующей когнитивно-раци­ональной подготовкой. Используются также нестандартные визуа­лизации, необычные графические или, при желании, скульптурные (лепка из пластилина) изображения психотравмирующих ситуаций и объектов, переименование их и другие нестёреотипные виды «об­ращения» с ними. Конкретные варианты разрыва шаблонов зави­сят от возраста, интеллектуального уровня и степени развития чув­ства юмора у пациента. Важно, чтобы они были безопасны и приемлемы с морально-этических позиций. Эти тренировки про­водятся по нескольку раз в день, в том числе при нахождении в пси­хотравмирующих условиях.

Эмпатический «зеркальный» диалог

Метод направлен на достижение сразу нескольких целей — раз­витие эмпатии по отношению к окружающим, углубление самопо­нимания, самоанализа и стимуляцию мотивации преодоления отри­цательных психологических качеств, контроль над ходом лечения. Необходимым является участие одного или нескольких партнёров, которыми могут быть родственники, другие пациенты или ко-тера-певты, персонал. Участники тренинга поочерёдно зеркально «чита­ют» мысли, чувства, желания и ощущения каждого, высказываясь от его имени и стараясь определить их возможно более точно и полно. От имени одного пациента могут высказываться несколько человек. Для этого используются предварительные знания об «объекте иссле­дования» и наблюдения за его внешними сигналами-характеристи­ками (мимикой, пантомимикой, дыханием, цветом кожных покровов, движениями глаз и др.). Эти монологи-проекции анализируются, сравниваются участниками тренинга. Важным является прочтение состояния больного психотерапевтом, во время которого проводит­ся скрытая или явная позитивная суггестия. Эмпатический «зеркаль­ный» диалог проводится с моделированием, разыгрыванием различ­ных проблемных ситуаций и тем, чередуется с другими методами ПРЛ, которые обеспечивают положительную личностную динами­ку, отражаемую и закрепляемую при каждом очередном «отзеркали-вании».

Актуализация ресурсов

Метод направлен на использование естественных, уже имеющих­ся у пациента возможностей, ресурсов, резервов. Каждое психологи­ческое качество, особенно акцентуированное, может приносить и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так, например, боязливость способна избавить от травм или ситуаций насилия и в то же время быть основой фобии, чувство собственного достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но будучи ущемлённым, служит основой для других, педантизм в некоторых случаях необходим, например в фармации, в других вре­ден и т. д. При актуализации ресурсов на первом этапе проводят ди­агностику ресурсов — находят «сильные стороны личности», они мо­гут быть как положительного, так и отрицательного (в том числе социально не одобряемого, например, жадность) свойства. Состав­ляется своеобразный «банк ресурсов», в который могут входить ипохондричность, боязливость, аффективная лабильность, чувства стыда, долга, совесть, умение быть спокойным в определённых ситу­ациях или очень спокойным — до сонливости (при скуке или перед сном) и даже патриотизм («не позорить нацию своей болезнью»). В качестве ресурсов также могут выступать привлекательные для па­циента качества других людей или героев кино и книг. Далее прово­дят «адресное прикрепление» одного или комплекса ресурсов к те­матике проблемного состояния. При использовании нескольких ресурсов учитывают их баланс, соотношение, особенности синерги-ческого или антагонистического взаимодействия. Ресурсы актуали­зируют путём осознания их роли, внушённой психотерапевтом (это внушение может иметь оттенок скрытого от больного преувеличе­ния) и повторением аутосуггестивных текстов в нужной ситуации. Предварительно проводят тренинги с эксплуатацией ресурса при ви­зуализадщи — вначале диссоциированной (представляют свою ко­пию, двойника, находящегося в проблемной ситуации), затем ассо­циированной (пациент «видит» ситуацию так же, как в реальной жиз­ни). Использование ресурсов облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным подключением и закреп­лением на высоте переживаний субъективно приемлемых вербаль­ных, слуховых, двигательных или других стереотипов, играющих далее роль условно-рефлекторных когенераторов позитивного пове­дения.

Ассоциативный тренинг

Целью данного метода является фиксация на уровне сознания и подсознания ассоциаций психотерапевтического значения. Это ис­пользуется для того, чтобы первой реакцией мозга на предъявление негативных стимулов, столкновение с психотравмирующими факто­рами или воздействиями, провоцирующими нежелательное поведе­ние, было включение желательной ассоциативной цепочки. Подоб­ная опережающая реакция создаёт основу для дальнейшего более успешного управления эмоциями и поведением. Для проведения тре­нинга лечебных ассоциаций выстраивают ассоциативные контрком­плексы — наборы слов и образов, противоположных по своему зна­чению словам-стимулам из разряда патогенных, применявшихся ранее в ассоциативном эксперименте. Это могут быть как позитив­ные, так и негативные (например, аверсионные или устрашающие) ассоциации. Пациент с помощью психотерапевта, близких лиц или самостоятельно заучивает ассоциации полярного значения, подкреп­ляя их тождественными пантомимическими реакциями.

Для повышения эффективности первичных ассоциаций они мо­гут быть дополнительно усилены вторичным ассоциированием с по­нятиями и образами, несущими соответствующий эмоциональный и когнитивный эффект. Это проводится по следующей схеме: отрица­тельный ассоциативный стимул — первичная ассоциация — вторич­ная ассоциация (или последовательность ассоциаций). Успешность тренинга ассоциаций повышается при наличии предварительно сфор­мированного убеждения пациента в том, что психотравмируюшие объекты могут быть оценены, интерпретированы соответствующим образом. После этапа заучивания больному периодически неожидан­но предъявляют негативные стимулы (слова или образы), оценивая устойчивость фиксации терапевтических ассоциаций.

Апробация и селекция психологических защит

Метод включает в себя ролевой тренинг, в процессе которого па­циент, ознакомленный с особенностями различных вариантов пси­хологической защиты, пробует «вживаться» в каждый из них по­очерёдно и соответствующим образом адаптироваться к актуальным для себя проблемам. Апробация сопровождается селекцией — вы­бором под руководством психотерапевта наиболее совершенных ва­риантов психологической защиты. Психологической «примерке» подвергаются вытеснение, подавление, перенос, рационализация, ирония, проекция, идентификация, отрицание, регрессия, изоляция, компенсация, гиперкомпенсация и, при хорошо продуманной тех­нике, конверсия (её имитация). Итогом, как правило, является де­сенсибилизация по отношению к психотравмирующим воздействи­ям и расширение способностей и тактики преодоления проблемного состояния. Модели психологической защиты, характерные для адап­тивно-пластичного когнитипа, избираются в качестве наиболее со­вершенных.

Категории: