Энергетическая основа рефлексотерапии

Характеризуя структуру энергетической системы че­ловека, мы уже указывали на роль совокупности биологи­чески активных точек и объединяющих их силовых кана­лов (меридианов) в формировании биополевой оболочки как жизненно важного функционального образования ор­ганизма. Далее будут рассмотрены частные принципы и приемы рефлексотерапии, которые следует учитывать в практике энергоинформационного лечения. При этом нет необходимости приводить здесь соответствующие данные по технике рефлексотерапии — они достаточно полно и со знанием дела представлены в изданной у нас литературе 1.

Основная задача, которая ставится в данном случае,— теоретически обосновать необходимость сочетания мето­дов ортодоксальной рефлексотерапии с энергоинформа­ционным лечением, показать на примерах высокую ре­зультативность сочетания этих методов.

1 См.: Стояновский Д. Н. Справочник по иглоукалыванию и при­жиганию. Кишинев, 1977; Табеева Д. М. Руководство по иглорефлек-сотерапии. М.> 1980; Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексоте­рапии. Новосибирск, 1991, и др.

Рефлексотерапия, включающая иглотерапию и та­кие ее разновидности, как электропунктура, акупрес­сура и прижигание,— очень древнее и последовательное учение об энергетическом взаимодействии организма с внешним миром, о возможностях и закономерностях восстановления нарушенных биополевых механизмов. Литературные источники не содержат сведений о точной дате появления в арсенале медицины «странных» мето­дов терапии — акупунктуры, или'иглоукалывания, и при­жигания, или моксы. Согласно легендам, эти методы были открыты на Востоке в XXIV в. до н. э. Еще на заре развития человечества первобытные люди применяли по­мимо примитивных лекарств лечение прижиганием высу­шенными травами и укалывание каменными иглами. Со

Временем на смену каменным осколкам пришли иглы из кости и бамбука, которые в свою очередь уступили место бронзовым. В IV—III вв. до и. э. бронзу сменили благо­родные металлы, а обычным средством прижигания ста­ла полынь.

До нашего времени дошли и некоторые древнейшие, так называемые примитивные формы иглоукалывания. Они получили широкое распространение в странах Во­сточной Азии среди «босоногих врачей» и заключаются во введении иглы непосредственно в болезненное место. Глубина укола обычно не превышает 4—20 мм, игла удаляется либо сразу после укола, либо через несколько минут. Эти же врачеватели успешно применяют и паль­цевой массаж. В большинстве случаев эти методы вызы­вают немедленный болеутоляющий эффект, однако про­должительность его оказывается незначительной. Такая простейшая форма рефлексотерапии используется в на­стоящее время при локальных мышечных судорогах и до­вольно часто практикуется в спортивной медицине. Как дополнительное средство пальцевой массаж может при­меняться и в энергоинформационной терапии при купи­ровании различных болевых синдромов мышечно-сухо-жильной системы, незначительных травматических по­вреждений.

В западной литературе упоминания об иглоукалыва­нии появляются еще за сто лет до открытия Месмером энергетического способа лечения, названного им магнети­змом. Кстати, ни в одном труде нам не встречалось каких-либо указаний на то, что Месмеру было известно о лечении иглоукалыванием. Между тем уже в 1683 г. голландец Тин-Реин написал на эту тему диссертацию, а к XVIII в. в Европе уже было издано шесть книг по акупунктуре.

В 1816 г. Л. Берлиоз, отец знаменитого композитора, в «Записках о хронических заболеваниях, кровоиспуска-ниях и акупунктуре» сообщает о положительных резуль­татах лечения иглами хронических заболеваний.

В 1828 г. профессор Медико-хирургической академии П. Чаруковский впервые публикует сведения по игло­укалыванию и прижиганию в «Военно-медицинском жу­рнале». Этот метод он использовал для лечения нев­ралгий и «мышечного» ревматизма. А в 1845 г. А. Та-таринов подробно описывает методы иглоукалывания и показания к их применению. С этой поры и в нашей стране начинают серьезно заниматься акупунктурой, про­водят серию основательных научных исследований на эту тему.

В 1961 г. М. А. Шофман, исследовавший проекци­онные зоны внутренних органов («зоны Захарьина-Геда») и соответствующие китайские точки, указал на значи­тельную диагностическую ценность этого метода при ряде заболеваний (стенокардия, язва желудка и пр.). Основательностью отличались работы А. К. Подшибя-хина, Т. Ф. Инюшина, В. Г. Вогралика и др. В 1977 г. в Москве был организован Центральный научно-ис­следовательский институт рефлексотерапии, руководи­мый профессором Р. А. Дуриняном, ставший орга­низационно-методическим центром изучения акупунктур-ного метода терапии.

Не касаясь здесь нейрофизиологических механизмов рефлексотерапии, подробно освещаемых в соответству­ющих руководствах, продолжим рассмотрение ее энерго­информационных проблем.

Исходным понятием всей системы рефлексотерапии является понятие «жизненной энергии», которая обеспе­чивает функционирование организма как целого и всех его составляющих частей. Согласно представлениям ос­новоположников акупунктуры, энергия поступает в ор­ганизм извне, из окружающего пространства. Она пред­ставляется в виде потока материальных частиц, несущих противоположные заряды. Эти заряды не являются элек­трическими, их физическая суть более элементарна. Тем не менее они служат носителями свойств, которые, подо­бно электрическим зарядам, можно характеризовать как положительные и отрицательные, светлые и темные и т. п. В результате проявления этих свойств в мире рождается движение.

В китайском трактате «Нэй цзин» («Трактат о внут­реннем»), созданном за 150—200 лет до н. э., говорилось о значений инь и ян как жизненных первоначал. «В инь и ян,— гласит текст,— заключены путь природы, принци­пы существования всего живого, причины всех изменений в природе, основа жизни и смерти, истоки духовной деятельности. Чтобы исцелить болезнь, необходимо до­искаться до ее корня... Инь приносит успокоение, ян управляет страстями, ян дает жизнь, инь способствует росту, ян приносит смерть, инь способствует сохранению жизни, ян создает тело из частиц, инь создает их форму... Если чистые ци оказываются внизу, то появляется бо­лезнь живота... если грязные ци оказываются наверху, то возникает опухоль. Подобное перевертывание (измене­ние) местоположения инь и ян и приводит к задержке или развитию болезни» *.

Эта концепция в той или иной мере варьировалась большинством последующих китайских философов. Ки­тайский философ-неоконфуцианец Чжу-си (ИЗО—1200 гг.) по поводу двойственности природы вещей писал: «Любое явление, происходящее под небом, пока оно од­но, не может изменяться, оно может изменяться лишь тогда, когда в нем два. Только тогда, когда есть одно темное и одно светлое начала, они могут изменять и рож­дать все предметы» 2. Он считал, что частицы представ­ляют единство, делящееся на темное и светлое начала. Упадок или рост, развитие или уничтожение частиц тем­ного и светлого начал приводят к появлению предметов и их изменениям.

Категории: