Экстракт бессмертия

Главные мировые религии всегда обещали и обещают бес­смертие и вечную жизнь лишь за порогом смерти.

Некоторые мистические и философские школы, наоборот, считают бессмертие достижимым и при жизни человека. При этом указывается два пути: «истинный» и «ложный». Первый предусматривает многоступенчатую систему дыхательных, фи­зических и психических упражнений, так что подняться по этой лестнице сможет лишь сильный духом. Другой путь имеет в виду разные недозволенные оккультные рецепты продления жизни. Ступивший на этот путь не минует возмездия, т. К. Как бы удли­няет собственную жизнь за счет жизней других людей, лишая их так называемой «энергии жизни», или «жизненной силы».

Идущий к бессмертию первым путем воспитывает в себе величайшее спокойствие. «Когда человек приходит в такое со­стояние, — писал один восточный философ, — когда „иметь“ или „не иметь“ для него совершенно равнозначно, когда для него безразличны жизнь и смерть, когда чувства его в гармонии с природой, а внутренний и внешний мир составляет единое целое, тогда человек может освободиться от рабства материи и оставить позади солнце, луну и звезды. Для него не будет иметь значения, ел ли он сто раз в день или один раз в сто дней».

Согласно преданиям, к этому состоянию возвышенного спокойствия удалось приблизиться индийцу Тапасвиджи, про­жившему, как утверждают. 186 лет (1770-1955). По рождению Тапасвиджи был царевичем сикхов — религиозно-этнической группы на севере Индии. Его обучали военному делу, н после смерти отца ои стал военным вождем. Когда ему было 55 лет, его ближайшие родственники трагически погибли, и отчаяние заста­вило Тапасвиджи отречься от всех мирских благ. Он нашел себе учителя — гуру, искушенного в йогических практиках, — и стал вести суровую жизнь подвижника. 7 лет он провел в пещере иа скудной пище, терпеливо перенося холод и зной и подолгу вы­держивая неудобные позы. Затем в течение 20 лет он ходил или стоял без отдыха, подняв левую руку над головой. 3 года он про­вел, не сходя с места. В течение 12 зим еженощно проводил по 6 часов в медитации иа пронизывающем ледяном ветру в одной лишь набедренной повязке; его ученики время от времени по­ливали его ледяной водой. Летом же ои ежедневно проводил по 8 часов под белым раскаленным солнцем. К 100 годам Тапасвид­жи был совсем дряхлым стариком. Оглохший и почти ослепший, передвигался он, лишь опираясь иа палку. Тапасвиджи со смире­нием ждал смерти и отправился к месту последнего упокоения. Но на своем последнем пути он встретил учителя йоги, который, распознав величие духа Тапасвиджи, уговорил его пройти 100-дневный обряд кайя-кальпы (кайя-кальпа — «трансформация тела», тайная методика врачевания, которую на протяжении многих столетий практиковали индийские религиозные целите­ли, даруя посвященным и святым мудрецам вторую молодость и долгую жизиь. Во время британской колонизации последова­телей этого учения жестоко преследовали и секреты его переда­чи едва не утерялись). После этого обряда к Тапасвиджи вернул­ся облик молодого мужчины: седина ушла с его волос, выросли новые зубы, а тело стало стройным и сильным. Отблагодарив наставника долгим служением, Тапасвиджи вернулся к прежне­му образу жизии. Впоследствии он проходил кайя-кальпу еще несколько раз, иа выходе обретая новую молодость и здоровье. В возрасте 185 лет он, чувствуя себя полным сил. В последний раз продемонстрировал полную власть над своим телом, пропел священный слог ОМ и в ту же секунду умер.

Особое место среди рецептов и средств продления жизни занимал эликсир бессмертия. Право вкушать его имели только боги, именно они считались в древности основными его потре­бителями. Греческие боги лакомились дарующей вечную жизнь амброзией, индийские — амритой, боги иранцев — хао-мой. И только боги Древнего Египта предпочитали пище богов воду. Правда, живую воду.

Алхимики всех времен и народов неустанно тратили силы и время на поиски секрета божественного эликсира. Наиболее распространенным было мнение, что эликсир представляет со­бой не что иное, как раствор философского камня.

Такой подход был довольно логичен, Прежде всего алхи­мики давали следующую дефиницию — определение пред­мета. Все, что не подвержено изменениям, в их понимании, следовало считать бессмертием. Поэтому бессмертным объек­том, прежде всего, было золото, которое не подвергается воздействию щелочей и кислот, не подвластно коррозии. Можно сказать, что само время бессильно перед ним. Значит, металл этот содержит некую основу, делающую его таким. Следовательно, нужно или выделить из него эту основу, или привнести ее в организм вместе с золотом. «Кто примет зо­лото внутрь, — гласит один древний восточный текст, — тот будет жить так же долго, как золото. Кто примет нефрит, бу­дет жить долго, как нефрит».

Следуя этим наставлениям, личный врач папы Бонифация VIII составил рецепт «молодости», согласно которому следо­вало смешать в измельченном виде в различных пропорциях золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру, рог носорога.

Знаменитые «пилюли бессмертия» были столь же сложны в изготовлении. «Солнце, луна и звезды должны девять раз за­вершить свой круг, и четыре времени года должны вернуться двенадцать раз. Ты должен промывать состав, пока он не станет прозрачным, и сбивать, пока он не превратится в красный, — тогда ты получишь эликсир, который дарует тебе жизнь продол­жительностью в 10000 эпох», — написано в комментариях к со­ответствующему рецепту в старинной алхимической книге.

Кстати, эликсир, как и «пилюли бессмертия», нельзя было принимать так, как сейчас, скажем, принимают Бады — просто глотать некоторое количество ежедневно, запивая водичкой, и знать, что они свою работу сделают. Следовало обязательно сочетать прием панацеи с определенным образом жизни, стро­гой диетой, физическими упражнениями и духовным очище­нием.

Все древние тексты, содержащие ссылки на эту тему, вы­зывали впоследствии нездоровый ажиотаж. Им был встре­чен и знаменитый «папирус. Смита». Исследователь, впервые расшифровавший этот древний, свыше 4000 лет назад напи­санный египетский папирус, с волнением прочитал заглавие: «Начальная книга превращения старых в молодых». Правда, при дальнейшем чтении ученый понял, что речь шла всего-на­всего о различных косметических мазях и эмульсиях. Папирус состоял из рекомендаций по лечению кожных заболеваний и говорил не столько о том, как «стать» молодым, сколько о том, как «казаться» молодым. Формула «казаться — значит быть» в данном случае не оправдала надежды искателей чудо­действенного эликсира.

Впрочем, поиск и эксперименты продолжались. Можно привести массу оригинальных исследований и опытов, со­путствовавших поиску средства для обеспечения вечной мо­лодости и бессмертия. Один итальянский алхимик в поисках жизненного эликсира сварил 3 тыс. Яиц, отделил белки от желтков, высушил в течение месяца на солнце, добавил в тол­ченую скорлупу желчь, затем многократно перегонял получен­ную смесь, надеясь таким путем извлечь искомую субстанцию жизни. В другой древней рукописи приводится тоже весьма оригинальный рецепт снадобья для той же цели: «взять жабу, прожившую 10 тыс. Лет, и летучую мышь, прожившую 1000 лет, высушить их в тени, истолочь в порошок и принимать».

Эксперименты в области омоложения и продления жизни средневековые естествоиспытатели ставили преимущественно на себе. Неудачи не огорчали их, поскольку они надеялись, что следующие опыты будут удачнее, или, приняв свой эксклюзив- ! Ный препарат, оказывались уже по ту сторону черты, откуда и печали и разочарования нашей бренной жизни воспринима­ются, очевидно, уже несколько иначе.

Впрочем, жертвами научных поисков порой становились и сильные мира сего, для которых и варились чудодейственные настои и притирания. Так, например, отправился к праотцам китайский император Сюаньцзун (713-756 гг.), имевший неос­торожность принять эликсир бессмертия, изготовленный для него придворными мудрецами.

А автор знаменитого алхимического китайского трактата даосизма Вэй По-ян (по другим источникам — Вэй Бо-ян), живший во II в. Н. Э., изготовил пилюли бессмертия на основе сульфида ртути (Н^5), после чего принял их сам, дал своим ученикам, любимой жене и собаке. После такой терапии все они умерли, но потом, согласно легенде, ожили и обрели за­ветное бессмертие. Однако, вопреки заманчивой перспективе, последовать их примеру никто не рискнул.

Но как бы ни были велики разочарования и многочисленны ошибки, вопреки всем неудачам поиск панацеи не считали без­надежным, и он не прервался. Причем тут работала типовая си­туация: любая бесплодная попытка, каждый неудачный опыт тотчас становились всеобщим достоянием и подвергались на­падкам, остракизму и осмеянию; зато каждый успешный шаг тщательно вуалировался, приобретал статус военной тайны, становился секретом. Лишь одна сторона истины была открыта взгляду любопытных — неудачи. Другая, как обратная сторона луны, всегда оставалась в тени.

Вот почему данные об успехах, которых удалось добиться иа пути поиска формулы вечной молодости и долголетия, еди­ничны, разрозненны и недостоверны.

Если верить китайским историческим источникам, уда­лось продлить свою жизнь Чжан Даолнну, основоположнику даосизма, лицу историческому (35-157 гг.). После многих лет упорных опытов он добился успеха в изготовлении легендар­ного эликсира бессмертия. Согласно преданию, Чжан Даолин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь прови нции Цзянси, где нашел в древн их манускриптах рецепты тайных магических снадобий и заклинаний, и занялся изготов­лением пилюли бессмертия. Когда пилюля была готова (Чжан Даолину было в то время 80 лет), он принял ее и превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайные знания и приобрел могущество (благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней), а также проник в тайны пре­вращений. В возрасте 123 лет Чжан Даолин вознесся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклина­ния, печать и чудесный меч.

Основываясь на подобных источниках, знаменитый врач и ученый средневековья Парацельс писал в одном из своих трактатов: «Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвигать гибель, возвра­щать молодость и продлять краткую человеческую жизнь». Такую же мысль высказывал и другой выдающийся ученый — Роджер Бэкон.

Похожие записи:

Категории: