Эликсир долголетия

На протяжении всего своего существования человечес­тво мечтало о долголетии. Находились и применялись чудо­действенные средства, якобы способные вернуть молодость и отдалить старость. До нас дошли народные мифы, легенды и сказки, где говорится о «живой» и «мертвой» воде, «жизнен­ном эликсире» и «наборах трав», известных из средневековых легенд (собственно, мы уже вскользь говорили о них). Секрет молодости искали в разных настойках, вытяжках из половых желез животных, истолченном роге носорога и т. д.

Уже древнегреческие ученые пытались разгадать причины кратковременности человеческой жизни и причины старения. Отец медицины Гиппократ представлял проблему долголе­тия с точки зрения единства природы, целостности организма и внешней среды. Важнейшим фактором продления жизни считалось правильное использование даров природы и посто­янная забота о здоровье.

Древние врачи уже тогда объясняли, что для продления жизни необходимы чистый воздух, солнце, гигиена, разумное питание, телесные упражнения, душевное равновесие. Но чело­вечество искало другие «секреты» молодости и долголетия, иг­норируя совет жить «полезно», желая жить «вкусно». В связи с этим, например, египтяне для продления жизни советовали после сытных трапез принимать рвотное.

Японские мудрецы в качестве омолаживающего средства рекомендовали женское молоко, особые морские водоросли, панты; оленей, корень знаменитого растения женьшень, отвары и пилюли из половых органов млекопитающих и семенных же­лез тигра.

В древности и в средние века считалась весьма действенным омолаживающим средством кровь младенцев. Этим средством, как гласила молва, пользовались многие владыки. Очень рас­пространенным в Х1У-Х1Х вв. Был способ омоложения путем тесного общения стариков с юношами, девушками и детьми. Есть много историй о стариках, проживших до 100 лет, поль­зуясь воздухом, выдыхаемым девушками. А в 1745 г. Один французский врач даже изобрел особый аппарат для сгущения испарений выдыхаемого воздуха молодых девушек и широко пропагандировал его применение в своей клинике для лечения старцев и продления жизни.

Не менее популярными средствами, которые, кстати, при­меняются и в наши дни, были частое очищение желудка и кро­вопускание. По записям придворного лекаря, Людовику XIII в последний год его жизни было дано 300 слабительных пи­люль, поставлено 250 клистиров и сделано 52 кровопускания (вполне вероятно, что без применения этих методов «продле­ния жизни» Людовик XIII прожил бы значительно дольше).

Астрологи, надеясь продлить жизнь себе и своим подопеч­ным, изготавливали особые амулеты. Средневековые алхимики в своих изысканиях шли по другому пути, считая возможным достичь омоложения и удлинения жизни применением осо­бого жизненного эликсира «вечной молодости* (о нем мы тоже уже упоминали). Методы выделения активных веществ из лекарственных растений, плодов и ягод постоянно совер­шенствовались, находились новые компоненты, улучшающие лечебные и вкусовые свойства эликсиров. Оригинальная ре­цептура сохранялась в строжайшем секрете. Тайна рецепта доверялась лишь нескольким посвященным. Одним из самых древних рецептов, дошедших до наших дней, является француз­ский Спаггтеше (Шартрез) с более чем детективной историей своего происхождения. В 160$ г. Рецепт этого божественного напитка был передан маршалом Франции Франсуа д’Эстре (Ргапсо15 стезсгеез) в картезианский монастырь, находящийся недалеко от Гренобля. Как и напиток монастыря Св. Бернара, разносимого собаками замерзающим в горах путникам, этот «эликсир долголетия» можно смело занести в список гени­альных изобретений человечества. В его состав входит более 150 трав, кореньев и плодов, среди которых листья мяты пере­чной и мелиссы обыкновенной, арники и аира болотного, лис­тья и. Веркуш. кы стеблей, аоньщи горькой, кдглшаидде. Ддгеля. Аптечного, наземная часть иссопа обыкновенного, кардамон, корица, цветочные корзинки арники горной, мускатный орех, вытяжка цветов горного эдельвейса... Рецепт ликера, произво­димого во французских Альпах, известен только его изготови­телям, он до сих пор держится в строжайшем секрете. Пить его надо после еды, на десерт, он подойдет к бисквитам, мороже­ному и кофе со сливками. Чтобы сохранить изящный аромат настоящего спагсгеизе, его ни Р коем случае не надо охлаждать. В коктейлях он неплохо сочетается с грейпфрутовым соком, коньяком, джином.

Одной из величайших личностей эпохи Средневековья — объектом поклонения алхимиков — был Гермес Трисмегист (Гермес Трижды величайший). Согласно преданиям, это был основоположник эзотерических знаний, владевший секретами изготовления «философского камня», превращавшего любой металл в золото и служившего основой для производства элик­сира бессмертия.

Исторические данные о личности самого Трисмегиста до­статочно противоречивы. Якобы был он сыном египетского бога по имени Тот, и под его руководством на берегу Нила была построена первая пирамида. Согласно древней клинописи, вы­битой на ее портале, рецепт эликсира бессмертия до сих нор хранится там — рядом с комплексом пирамид. А если точнее — в недрах статуи Главного Сфинкса.

Еще одним известный алхимиком, чье имя овеяно леген­дами, был Джабир ибн Хайян (721-815) из Багдада. В Европе

Его знали в течение многих столетий под именем Гебер. В Багдаде Джабир создал научную школу, как в свое время Аристотель создал Ликей, а Платон — Академию. Он напи­сал трактат о возможности получения таинственного вещес­тва, которое позволит человеку жить долго, почти вечно. Вот один из его рецептов долголетия: «Надо только найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке» (вам не кажется, что о чем-то подобном речь уже шла выше? Это неудивительно — поиски средневе­ковых ученых шли в одном ключе, стало быть, и те средства, которыми они располагали, часто дублировали друг друга и были похожи между собой, отличаясь лишь нюансами. Собственно, и любое научное открытие — результат поисков’ многих, которые разными или сходными дорогами в конеч­ном итоге приходят к единственно правильному результату), Однако возможно, что этим рецептом Джабир хотел дать по­нять простым смертным, насколько недоступно им высокое знание: довольно проблематично предположить существова­ние жаб и летучих мышей, проживших столько времени; да и если бы таковые, и правда, существовали, кто и как опреде­лил бы их возраст?

В ряду первых европейских алхимиков был немецкий философ Альберт Магнус. Он изучал теологию, философию, историю и естественные науки. Будучи одним из самых об­разованных людей своего времени, Магнус владел приемами практической химии. Последователь Аристотеля, он верил в существование философского камня и эликсира жизни. Он считал, что основой философского камня, как и всех других тел, являются 4 элемента: вода, воздух, земля и огонь.

В конце XV — начале XVI вв. Начинает развиваться наибо­лее продуктивное направление алхимии — ятрохимия — на­ука, которая считает, что возникновение всех болезней вы­зывается нарушением химических процессов в организме. Основоположником ятрохимии считается швейцарский врач и философ Парацельс*. Его уже нельзя причислить к типич—ным алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки — не открытие способов делать золото, а приготовление лекарств.

Талантливый философ и алхимик Роджер Бэкон вполне серьезно верил, что благодаря «эликсиру долголетия» человек сможет жить тысячу лет. Бэкон в качестве эликсира предла­гал использовать препараты золота, а его последователь Сен-Жермен — «особый бальзам долгой жизни» и т. Д.

* Парацельс (полное имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм) получил признание «Лютера от медицины», начав преподавать естест­венные науки и писать по ним трактаты не на традиционной латыни, а на родном немецком языке. В центре его изысканий — понятие природы как жи­вого целого, проникнутого единой мировой душой. Парацельс рассматривал 3 начала, представленных, с точки зрения алхимии, 3-я веществами: ртутью (меркурпем), серой и солью — в непрерывном взаимодействии, не существу­ющими друг без друга. Ученый н философ верил в камень долголетия — «жи­вительную серу», которая якобы могла продлить жизнь человека до 200 лет.

Сам Парацельс, однако, располагая таким "проверенным* средством, умер, не дожив до 48 лет. Конечно, многие его теории были далеки от реальности. Па­рацельс, например, предсказывал создание искусственного подобия человеку, знаменитого «гомункула*. Как известно, данная идея нашла свое воплощение разве что в создании экранного Франкенштейна; однако миф о «гомункуле» будоражил умы философов средневековья, а для кого-то не потерял актуаль­ности и поныне. Нельзя не отметить, что в сочинениях Парацсльса содержа­лось много ценной информации, которая до сих пор используется в медицине. Как любой гений, данный ученый опережал свое время, и сделанные им от­крытия пополнили бесценную сокровищницу знаний человечества о себе, Врач французского короля Генриха 111 алхимик Давид де Плани-Кампи рекомендовал в качестве средства долголетия коллоидный раствор золота в воде. Этот исследователь издал «Трактат об истинном, непревзойденном, великом и универ­сальном лекарстве древних, или же О питьевом золоте, несрав­ненной сокровищнице неисчерпаемых богатств». В мемуарах Кампи есть слова: «Золото есть вся природа, золото — семя земли».

Вообще французский двор в течение многих династий использовал золото в качестве основного лекарства. В хрони­ках французского короля Людовика XI упоминается придвор­ный счет на 196 золотых талеров: врачи поили короля препа­ратами золота от мучивших его приступов подагры и мигрени. «Питьевое золото» представляло собой коллоидный раствор красного цвета, который образуется при реакции соединений золота и различных восстановителей. Золото не только пили: его прописывали в виде специальных золотых пластинок, ко­торые больным предписывалось жевать после еды. Итальянцы в старину посыпали сладости золотыми крошками. Людовику XV врач лечил экзему золотым маслом. Использовали также золотую воду для клистиров и прочие препараты золота.

Параллельно с поиском философского камня шел поиск «алкагеста» — универсального растворителя, с помощью ко­торого алхимики надеялись синтезировать «философский камень» из природных и искусственных материалов. Они счи­тали, что, поместив в алкагест соответствующие минералы, можно будет получить раствор золота или серебра.

В 1270 г. Итальянский алхимик кардинал Джовапни Фа-данци, более известный иод именем Бонавентура, эмпирически подбирая жидкости для получения универсального раствори­теля, слил вместе концентрированные соляную и азотную кис­лоты. Полученную смесь он капнул на золотую пластинку и, к его великой радости, золото на его глазах начало исчезать... «Универсальный растворитель получен!» — закричал он. Смесь решил назвать «царской водкой» за ее способность растворять «владыку металлов» — золото. Теперь Бонавентура плотно приступил к осуществлению своей мечты — выделению «фи­лософского камня».

Однако шли год за годом, сотни и тысячи опытов так и не приблизили желанную цель. Царская водка не была алкагестом — она не растворяла стекло, керамику, песок (диоксид кремния) и многие другие вещества и, следовательно, не обла­дала универсальными свойствами. Отчаявшись получить фор­мулу алкагеста, Бонавентура понял, что лучше заняться приго­товлением лекарств...

В средние века легендарный алхимик-монах бенедиктин­ского ордена Василий Валентин решил добиться долголетия праведников своей обители. Он стал «очищать их организм от вредоносных шлаков» (как это перекликается с сегодняш­ними гениями методик очищения!), добавляя в пищу бады из оксида сурьмы 5Ь203. Большинство монахов от такого «очи­щения» умерли в муках. С тех пор и прозвали сурьму «антимо-ниумом», что значит «противомонашеский».

В конце XVI в. В Европе начался закат алхимии, продол­жившийся до конца XVIII в., чему в большой степени спо­собствовали ученые многих стран, и прежде всего Германии, Франции, Голландии, Англии и России.

Во все века авантюристы наживали громадные деньги на продаже доверчивым людям «эликсира бессмертия». К сожа­лению, не нашлось ни одного верного средства, удлиняющего жизнь.

С XVIII в. Начал свой отсчет научный подход к предупреж­дению преждевременной старости и смерти. Английский врач Уильям Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круги кровообращения как основу жизнедеятельности человеческого организма, лишив тем самым таинственности сам феномен жизни, происходившей, как он считал, «из яйца». Открытия в медицине сконцентрировали в себе достижения естество­знания того времени и стали вторым существенным моментом научной революции XVII в.

В России получением «эликсира долголетия» занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне. Он занимался хи­мическими опытами, астрономией и математикой. Петровский сподвижник, прямой потомок рода шотландских королей, ес­тествоиспытатель и ученый, Брюс, наверное, единственный из персонажей XVIII в., навсегда оставшийся в русской истории. Людская молва наградила Якова Вилимовича титулом глав­ного московского чародея. Он был одним из самых просве­щенных людей России. Для неграмотного простонародья Брюс представлялся чернокнижником, и они обходили Сухареву башню за версту. По одной из многочисленных легенд, ходив­ших в то время по Москве, Брюс нашел «живую» и «мертвую»

.воду и завещал слуге оживить себя после смерти.

Однако по­чившего Брюса торжественно похоронили — очевидно, слуга не рискнул оживить грозного господина или у него что-то не получилось.

В 1797 г. В России был издан и снискал популярность в среде образованных дворян труд прусского ученого Гуфланда «Наука, показующая способы к достижению долговременной жизни», в котором были даны разнообразные рекомендации для продления жизни, в том числе диетологического и гигие­нического плана. Христофора Гуфланда ряд исследователей считают первым европейским сторонником макробиотики, идеи которой с его легкой руки и начали триумфальное шест­вие по городам и весям Старого света. Л ратование Гуфланда за следование гигиеническим принципам и нормам, естественно, также нашло горячий отклик в сердцах современников.

В России активным сторонником соблюдения правил лич­ной гигиены для достижения здоровой старости был Парфений Енгалычев. В своем труде «О продлении человеческой жизни. Средства достигать здоровой, веселой и глубокой старости», вышедшем в 1837 г., он рекомендовал правильное соблюдение режима питания, своевременное и грамотное лечение болезней, физическую культуру, воздержание от спиртных напитков, ку­рения и т. П., то есть, в глобальном смысле, основные каноны личной гигиены.

Енгалычев, Парфений Николаевич, князь, писатель и переводчик на­чала XIX столетия; в молодости принадлежал к кружку Новикова; перевел «Правила, руководствующийся к лучшей нравственности» и др. Из его сочине­ний известны: «О физическом и нравственном воспитании*, «Простонарод­ный лечебник», «Русский сельский лечебник», «О продолжении человече­ской жизни», «Словарь физического и нравственного воспитания», «Словарь добродетелей и пороков» и др. Ум. В 1829 г.

В 1889 г. Новые надежды на долголетие человечеству по­дарил французский физиолог Шарль Эдуард Броун-Секар. В своих трудах он сообщил, что омолодил себя, делая инъек­ции вытяжки из половых желез животных. Естественно, его опыт был растиражирован, на рынке в скором времени появи­лись «уколы молодости». Однако громкая реклама омолажива­ющих вытяжек принесла лишь огромные прибыли предприим­чивым фабрикантам, засучив рукава принявшихся за выпуск чудодейственной вакцины, остальным — горькое разочарова­ние, так как омолаживающее действие уколов было, мягко ска­жем, сильно преувеличено. Эффект омоложения,, описанный Броун-Секаром, явился фактически результатом действия пла­цебо, т. Е. Был достигнут в результате его глубокой веры в успех лечения и самовнушения. А умер выдающийся физиолог всего лишь через несколько лет после своих опытов.

В 1919 г. Появились новые сообщения о возможности до­стигнуть «вечной юности», которые, естественно, породили новые надежды у самой широкой аудитории. Людям всегда свойственно верить в чудеса, в научный прогресс, в новые раз­работки и пр. Особенно если речь идет о таких актуальных во все времена вопросах, как продление молодости и жизни. На этот раз властителем умов стал обнародовавший результаты своих экспериментов венский ученый Штейнах. Он доказы­вал, что организм стареет потому, что регрессируют его поло­вые железы. Сильное стимулирующее действие на мужскую железу оказывает перевязка семявыводящего протока и под­садка кусочка донорского семенника (в качестве донора может выступать человек или обезьяна).

Еще большую сенсацию в 1920 г.

Произвел доклад русского ученого С. Воронова (прообраз профессора Преображенского из романа Булгакова «Собачье сердце»), жившего в Париже. Он пересаживал половые железы от молодых животных дрях­лым людям (т. Е. Осуществлял имплантацию людям семенни­ков павианов и шимпанзе). Но это «омоложение» сводилось в основном к оживлению половой функции. Увы, ни один из пациентов Воронова не стал долгожителем! Однако подобные опыты очень заинтересовали широкую аудиторию (по понят­ным причинам их поклонниками, в основном, стали мужчины, теряющие свою репродуктивную функцию в связи со старе­нием). Поэтому данная тема широко использовалась в миро­вой художественной литературе:

Ловенштейп! При этом имени мне вспомнилось коротень­кое газетное сообщение о каком-то безвестном ученом, который ставит загадочные опыты с целью постичь тайну омолаживания и изготовить эликсир жизни. Ловенштейп, ученый из Праги! Ловенштсйи, который открыл чудо-сыворотку, дарующую лю­дям силу, и которому другие ученые объявили бойкот за отказ поделиться с ними секретом своего открытия.

—Истинный корень зла, — сказал Холмс, — это, разумеется, запоздалая страсть на склоне лет, внушившая нашему пылкому профессору мысль, что он сможет добиться исполнения своих желаний, лишь стан моложе. Тому, кто пробует поставить себя выше матери-Природы, нетрудно скатиться вниз. Самый совер­шенный представитель рода человеческого может пасть до уров­ня животного, если свернет с прямой дороги, предначертанной всему сущему!

(Л. К. Дойль. «Человек на четвереньках»)

Эдгар Берроуз в своем романе «Поиск Тарзана», тоже за­трагивает эту тему:

—Я и мои воины дали клятву безбрачия, и мы бессмертны. Наша клятва скреплена кровью наших женщин. Мне удалось открыть эликсир, даруюший вечную молодость. В его соста­ве — пыльна некоторых растений, мозг леопарда, а в основном — кровь н железы внутренней секреции молодых женщин.

А как тут не вспомнить чудодейственный крем, передан­ный Азазелло Маргагите в романе Булгакова «Мастер и Мар­гарита»? Любая из современных женщин отдала бы все, чтобы получить возможность им воспользоваться!

И в наши дни проблема долголетия не перестает волновать умы ученых, врачей, биологов. Сегодня всем ясно, что умение продлить жизнь — это прежде всего умение не сокращать ее, и пока нет такого универсального «эликсира молодости», при приеме которого могло бы сразу наступить заветное омоло­жение. Залогом долголетия может быть только применение комплекса лечебно-профилактических методик в сочетании с грамотно организованным трудом и отдыхом, полноценным сном и физической культурой, рациональным питанием и под­держанием психического здоровья.

Похожие записи:

Категории: