Проклятие бессмертия

Бессмертие Агасфера — его проклятие: он обречен ски­таться по земле до второго пришествия. Но оно же — и его бла­гословение, обещание милости и искупления, а через него — прощения и для всего мира.

Сюжет легенды гласит, что когда Христа вели на распятие, он нес на себе тяжелый деревянный крест. Путь на Голгофу под па­лящим солнцем был труден и долог. Изнемогая, он прислонился к степе-дома, чтобы передохнуть, но хозяин этого дома Агасфер не разрешил:

Иди, что ты медлишь?

Хорошо, я пойду, но и ты пойдешь и будешь меня ждать, — прошептал Христос, — ты тоже всю жизнь будешь идти. Ты будешь вечно скитаться, и никогда не будет тебе ни покоя, ни смерти.

Образ Агасфера-скитальца (вечного жида) привлекал вни­мание многих писателей. Ему посвящены стихи К. Ф. Д. Шу-барта, Н. Ленау, И. В. Гете, философская драма Э. Кине, роман-сатира Э. Сю.

Предание об Агасфере живо и поныне, так как на протя­жении веков у разных народов то и дело появлялся какой-то человек (или разные люди), которого многие отождествляли с бессмертным Агасфером.

Итальянский астролог Гвидо Бонатти, тот самый, которого Данте изобразил в своей «Божественной комедии», описал свою встречу с вечным жидом в 1223 г. При испанском дворе. Далее о нем упоминает запись, сделанная в хронике аббатства св. Альбана (Англия). В ней говорится о посещении аббат­ства архиепископом Армении. Архиепископ рассказал, что не только слышал, но и несколько раз лично разговаривал с бес­смертным скитальцем. Человек этот, по его словам, долгое время жил в Армении, был мудр, знал много языков, в беседе, однако, проявлял сдержанность и рассказывал о чем-нибудь, только если его об этом спрашивали. Он хорошо описывал со­бытия более чем тысячелетней давности, помнил внешность известных людей древности и многие подробности их жизни, о которых не знает никто из живущих ныне.

Следующее сообщение относится уже к 1347 г., когда Агасфера видели в Германии. Затем он исчез на века и снова появился в 1505 г. В Богемии, через несколько лет его видят на Ближнем Востоке, а в 1547 г. Он снова в Европе, в Париже.

О встрече и разговоре с ним рассказывает в своих записках Нантский епископ Эжен де Лиль (1542-1608). По его свиде­тельству, человек этот говорил на 15 языках без малейшего ак­цента, легко ориентировался в вопросах истории и философии, вел замкнутый образ жизни. Он довольствовался самым малым; все полученные деньги он тут же до последней монеты разда­вал бедным. В 1578 г. Вечногожида видели в Испании: с ним бе­седовали Энрико Огделиус и Марио Белчи, папские историки при испанском дворе. В 1601 г. Он появился в Австрии, откуда направился в Прагу.

В1603г. Наобратном пути Агасфер появляется в Амстердаме, что было засвидетельствовано пастором Колерусом, современ­ником и первым биографом Спинозы. В 1607 г. Мы находим эту загадочную личность в Константинополе, в 1635 г. — в Мад­риде, в 1640 г. — в Лондоне. В 1648 г. Скиталец появляется на улицах Рима, а в 1669 г. — в Страсбурге.

Когда в конце XVII в. Вечный изгнанник снова появился в Англии, было решено проверить, действительно ли он тот, за кого его принимают.

Агасферу был устроен экзамен лучшими профессорами Оксфорда и Кембриджа. Но уличить его в незнании чего-либо им не удалось. Его познания в древнейшей истории, в геогра­фии самых отдаленных стран и континентов, которые он по­сетил или якобы посетил, были поразительны. Он говорил на большинстве европейских и восточных языков.

Вскоре этого человека видят в Польше, а затем в Дании, где следы его снова теряются. Вольтер о нем упоминает в своем фи­лософском словаре (Ошиоппаие ры1о5ор1н^ие, 1764). Позднее упоминание об этой загадочной личности мы встречаем в раз­ных источниках. В 1812, 1824 и 1890 гг. Агасфер же или некто, выдававший себя за него, появляется во Франции...

Последнее из известных нам упоминаний об этом человеке мы находим менее века назад в Вифлееме, где он посетил храм и оставил древний свиток Торы. Прежде чем стать привычным нам литературным персонажем, Агасфер воспринимался как личность историческая и вполне реальная.

Логике вопреки

...Было время, когда ученые, не имея возможности объяс­нить происхождение того или иного явления, начисто отрицали его существование. Французская Академия наук объявила ме­теориты несуществующими, а разговоры о «камнях, падающих с неба» — проявлением невежества. Таким же образом можно отрицать все, что связано с именем Агасфера: в легенде нет ни доли правды, все от первого и до последнего слова вымысел, а многочисленные исторические свидетельства и сообщения — ложь. Все сразу становится ясным и понятным.

Но всегда находились и будут находиться люди, которые предпочитали подобной ясности поиски настоящей истины, Именно они и ведут человечество в «Царство истины». Их ни­когда не устраивали рамки рационального, логически объясни­мого. «Нет ничего прекраснее правды, кажущейся неправдопо­добной!» — сказал С. Цвейг. И нам так хочется поверить, что были люди, которым удалось достичь недостижимого — бес­смертия. Гилберту Честертону принадлежат строки о хруп­кости нашей жизни: «Я чувствовал и чувствую, что жизнь ярка, как бриллиант, но хрупка, как окопное стекло, и когда небеса сравнивали с кристаллом, я вздрагивал — как бы Бог не разбил мир вдребезги. Но помните, бьющееся не обречено на гибель. Ударьте по стеклу — оно не проживет и секунды, берегите его — оно проживет века».

Мечта о вечной жизни (в физическом смысле) томит лю­дей испокон веков. На сегодняшний день по количеству дол­гожителей (в процентном соотношении с остальными гражда­нами) в мире первые места распределяются так: США, Япония, Вьетнам. В Европе лидирует Франция. За Францией идет Великобритания, потом — Германия. Россия занимает одно из последних мест. Мечта об осуществленном бессмертии и есть та удивительная, желанная неправдоподобность, которая до­роже привычных истин. Пушкин как-то высказал парадокс: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман...?..

С момента осознания себя человек считал, что если бы злые силы не прерывали нить бытия, он жил бы вечно. Поэтому фи­гура шамана, способного победить злые силы и тем самым да­ровать бессмертие, у многих племен Африки и Америки счита­ется священной.

Но как только человечество пришло к мысли, что никто не бессмертен, родилась другая иллюзия. Валгалла и христианс­кий Эдем, райские сады ислама, страна вечной охоты великого Маниту — вот куда переселялся каждый после земной жизни. Таким образом, уверовав в реальность бессмертия, человече­ство обрело утраченное было ощущение спокойствия.

Сегодня мечты о достижении бессмертия связывают с раз­витием науки.

Еще Р. Бэкон писал: «Человеческое тело можно освободить от всех неправильностей и продолжить жизнь на многие сто­летия». Бэкон имел в виду научно обоснованное, медицинское воздействие на человеческий организм. Ему вторил и другой ученый прошлого — Бенджамин Франклин. Он утверждал, что в будущем жизнь человека будет продлена более чем на 1000 лет. Это было предсказано задолго до первых космичес­ких полетов и достижений генной инженерии.

Впрочем, и К. Э. Циолковский, разрабатывая теорию кос­мических полетов, не забывал об этой проблеме — «жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена до ты­сячи лет. Неопределенного удлинения жизни наука рано или поздно достигнет». В основе этой надежды лежит, однако, не слепая вера в могущество науки, которая все может — не се­годня, так завтра; и не животное стремление человека жить как можно дольше, а мысль о вполне возможных путях неограни­ченного продления жизни отдельного индивида.

■’ Еще в 1882 п биолог А. Вейс. ман сказал: «Недееспособные индивидуумы не только бесполезны для вида, но даже вредны, так как занимают место дееспособных. Я рассматриваю смерть не как первичную необходимость, а как нечто возникшее вто­рично в виде адаптации. Я полагаю, что продолжительность жизни ограничена не потому, что неограниченностьдтротиворе-чит природе жизни, а потому, что неограниченная жизнь была бы роскошью,, не дающей никаких преимуществ».

Из этого следует, что гибель индивидуума вовсе не явля­ется неизбежным финалом, порожденным самой его биологи­ческой природой. Так как одноклеточные организмы практи­чески бессмертны, то принципиально бессмертие достижимо и для человека.

В 1959 г. Лауреат Нобелевской премии Р. Фейиман выска­зал мысль о том, что технология неизбежно будет идти в на­правлении к возможности манипулирования отдельными ато­мами и мы научимся создавать объекты атом за атомом с нуля до готового объекта. И недалек тот день, когда человеческое тело избавится от обреченности.

Многие светлые умы строили прогнозы, когда это будет сделано. В изложении известного английского ученого и фан­таста Артура Кларка будущее выглядит следующим образом:

  • 2050 г. — контакты с иными цивилизациями;
  • 2050 г. — исследование межзвездного пространства;
  • 2050 г. — анабиоз; управление наследственностью;
  • 2070 г. — управление климатом;
  • 2090 г. — бессмертие для людей;
  • 2100 г. — полеты к звездам; мировой мозг;
  • 2100 г. — искусственная жизнь.

Проведено много статистических исследований, сделаны попытки найти некие закономерности в образе жизни, склон­ностях долгожителей, их диетологических предпочтениях и т. Д.

Действительно, выявились некоторые любопытные факты. Так, из числа живущих свыше 100 лет 91% мужчин и 98% женщин состояло в браке; 63% из них работали в сельском хозяйстве, 12% — в промышленности. И- только 3% ш числа долгожите­лей составляют работники умственного труда. Возможно, это кого-то убедит, что быть фермером полезнее для организма, чем подвизаться в качестве руководителя холдинга или поли­тического деятеля.

Древнегреческий философ Демокрит, проживший более 100 лет, большое внимание уделял питанию и физическим уп­ражнениям на природе. Он оставил после себя более 70 работ в самых различных областях знаний — физике, математике, ри­торике, медицине, философии. А в его книге «О земледелии» содержится ряд практических советов по сельскому хозяйству и, в частности, о том, что виноградники должны быть обращены на север. Существует легенда о том, как он отдалил время своей кончины, вдыхая запах теплых булок. Чтобы не умереть в празд­ник, он делал это в течение трех дней, а затем умер спокойно 107 лет от роду, как об этом сообщает Гиппарх.

Как уже говорилось, учеными были предприняты и по­пытки проследить зависимость между пищевым рационом и долголетием. В свое время И. И. Мечников предложил ори­гинальную теорию старения, согласно которой оно происходит на фоне самоотравления организма обитающими в кишечнике человека микроорганизмами. Чтобы подавить их губительное действие, сам Мечников в течение 15 лет каждый день съедал на ночь стакан простокваши. Увы, прожил он лишь 71 год...

Конечно, определенная связь между питанием и старением организма, очевидно, есть. Это подтверждают эксперименты ученых на животных. Используя разные рационы и режимы питания для подопытных крыс, ученые добились интересных результатов: крысы, находившиеся <<в старческом" возрасте, стали вести себя словно молодые. Процесс старения у. Них за­медлился. Экспериментальное подтверждение получила гипо­теза, что долгожительство — качество наследственное. Проводя среди крыс искусственный отбор по этому признаку, исследо­вателям удалось вывести особую, долго живущую породу.

Это свойство было связано не с особым режимом содержания или питания, а какими-то врожденными и переданными по на­следству особенностями их организма.

Многие ученые, подобно древним алхимикам, искали некую сыворотку (аналог «эликсира бессмертия»). Среди них В. М. Бехтерев, И. И. Мечников, А. А. Богомольц. К той же цели, но иными путями стремился швейцарский врач II. Ниганс. Он пытался омолаживать организм, вводя в него сыворотку из тканей новорожденных ланей.

Подобным свойством обладают, оказывается, различные составы, в частности продукты пчеловодства. Так, в экспери­ментах крысам вводилось маточное молочко пчел. В контроль­ной группе продолжительность жизни подопытных увеличи­лась вдвое!

Советскими учеными был разработан препарат НРБ — не­фтяное ростовое вещество. На него возлагали большие на­дежды. После приема НРБ повышалась потенция, у седых лю­дей темнели волосы, улучшался тканевый обмен и т. Д. Однако при длительном испытании выяснилась не только его неэф­фективность, но и сильные побочные действия. Сейчас НРБ разрешено только для наружного применения.

Следовательно, дошедшие до нас древние легенды и преда­ния о различных эликсирах молодости и вечной жизни, извест-лтлсх древним ц хранимых ими в глубокой тайне, ле являются такими уж неправдоподобными. Даже с высот современной науки нам не понять тайну постройки египетских пирамид. Какое-то рациональное зерно, какие-то крупицы древней муд­рости, несомненно, есть в дошедших до нас сведениях.

Выдающиеся достижения науки XXI в. Изумляют: пе­ресадка сердца, печени и других внутренних органов, при­живление полностью отчлененных пальцев и кисти, замена поврежденных суставов на искусственные и даже пересадка лица! Технологии развиваются, перспективы новых медицин­ских направлений огромны, и вероятно довольно скоро «за­претные» для хирургического вмешательства зоны исчезнут. Это позволит заменять стареющие изношенные органы, кожу, ткани, и др. На молодые и здоровые.

Существует 4 основных направления, которые в недалеком" будущем позволят в избытке создавать необходимые молодые и здоровые органы и ткани для трансплантации:

  • Трансгенные животные с отдельными «очеловеченными» органами.
  • Выращивание органов вне организма с использованием стволовых клеток.
  • Самостоятельно развивающийся организм, клон-растение (с отключенной способностью мыслить).
  • Печать органов по принципу 3D принтера.

С переменным успехом проводились даже операции на животных по усечению головы и пересадке ее к другому телу. Первый шаг к практической реализации смелого проекта был сделан еще в 1957 г. В СССР, когда Владимир Демихов успешно пересадил голову одной собаки на тело другой. Первая двух­головая собака прожила несколько дней. Обе головы собаки видели, слышали, различали вкус и даже лаяли. Однако в ор­ганизме животного произошло сильное иммунологическое от­торжение, которое привело животное к гибели. Значительно позднее американский нейрохирург Роберт Уайт пересажи­вал головы обезьянам. Самый «успешный» опыт из той серии трудно назвать полной удачей — мартышка, которой переса­дили голову, осталась частично парализованной, но она могла видеть и есть. После этого Роберт Уайт обратился к Римскому Папе о разрешении пересадки человеческого мозга.

Возможно, в недалеком будущем можно будет неограни­ченно продлевать жизнь индивида, перенося его сознание из одного тела в другое. Писатели-фантасты высказывают пред­положение, что на каком-то этапе человек вообще откажется от дарованного ему природой тела.

Есть ученые, которые своей работой кардинально меняют взгляды людей на мир, но их мало. Есть ученые, которые своей работой кардинально меняют сам мир — таких еще меньше. А есть ученые, которые успевают своими глазами увидеть эти изменения и первые их последствия — таких вообще единицы.

К ним принадлежит и «отец современной кибернетики», ге­ниальный американец Норберт Винер. Мало кто сейчас дога­дывается, что именно Норберт Винер изобрел и ввел в обиход такие идеи и понятия, как «киборг» (кибернетический орга­низм), «бунт машин», «технократия», «искусственный интел­лект» и многие другие. Одним словом, в основе «Терминатора», «Нирваны», «Матрицы» и прочих фильмов и романов лежат именно идеи Норберта Винера. Труды создателя кибернетики вдохновляли не только Станислава Лема и Айзека Азимова, но и таких классиков киберианка, как Уильям Гибсон, Филипп Дик, Брюс Стерлинг, Майкл Суэнвик.

Какие же преимущества у «киборгов» по сравнению с людьми, обремененными телом? Во-первых, теоретически неограниченный срок жизни. Во-вторых, «киборги» не зави­сят от газового состава атмосферы, смогут существовать в без­воздушном космическом пространстве, а также на планетах с атмосферой из метана или углекислого газа. В-третьих, им не нужна пища (в привычном нашем понимании). Им требу­ется только энергия из какого-то внешнего источника для под­держания биологических условий существования. Работы по созданию киборгов ведутся довольно интенсивно, и, несмотря на то, что многие выдающиеся ученые проявляют скептицизм и сдержанность, может быть, фантастические персонажи ро­манов /1. Азимова будут нами- восприниматься, как надоевшая реальность. Как тут не вспомнить историю, как А. Эйнштейн на вопрос, удастся ли людям в ближайшие столетия освобо­дить энергию атомного ядра, воскликнул: «О, это совершенно нереально!». Атомное облако над Хиросимой поднялось менее чем через 10 лет...

Похожие записи:

Категории: