Терапия с помощью стволовых клеток и биоэтика

Перспективы использования СК многими исследовате­лями оцениваются положительно при самых разных заболе­ваниях (атеросклероз, болезни крови, опухоли и др.). Однако во многих странах исследования в области эмбриональных С К «заморожены». Было замечено, что введение эмбриональных клеток пациенту иногда может закончиться возникновением злокачественной опухоли. Но поскольку ранние зародыши че­ловека не могут быть средством в руках ученого, то изучение эмбриогенеза человека ограничено биоэтикой. Рассмотрим, какие возражения выдвигают противники использования эм­бриональных клеток.

Здесь на первый план как раз и выдвигаются вопросы био­этики. У ряда ученых возникают серьезные опасения, что от­сутствие на ограничение работы с эмбриональными клетками приведет к новым преступлениям в области клеточной тера­пии, что женщины будут делать аборты ради предложенных им денег и, более того, — что возможны специально вызванные врачами аборты без ведома матери. Конечно, все это может быть. Но с другой стороны, кажется, нет такого, у чего бы при желании нельзя было найти оборотную сторону медали. Так что же, теперь надо отказываться от всех достижений цивили­зации? Или же все-таки пусть цивилизация идет своим путем, а мы будем стараться решать нравственные вопросы путем вос­питания человека в буквальном смысле с пеленок? Ведь если абортивный материал может помочь выжить тысячам людей, то как-то грешно выбрасывать его на помойку.

А теперь немного подробнее. Как вы уже поняли, основ­ным источником эмбриональных клеток являются медицин­ские аборты. Можно ли спасать одну жизнь, убивая другую?

Грань между моральной и аморальной медициной в этом слу­чае очень тонка, простор для криминалитета открывается ясно обозримый. Все, кто борется за запрещение абортов: всевоз­можные общественные организации, католическая церковь, различные религиозные общины — оказывают колоссальное давление на правительства и президентов и призывают запре­тить как аборты, так и лечение с применением ЭСК

Церковь обеспокоена источником получения СК. И если получение их из органов и тканей взрослого человека, а также из пуповинной крови церковь не всегда считает нарушением христианских этических норм, то против использования че­ловеческих эмбрионов она категорически возражает. Данная оценка распространяется и на использование тел абортиро­ванных эмбрионов, и на человеческие эмбрионы, развившиеся в результате терапевтического клонирования, и на «невостре­бованные», «лишние» эмбрионы, полученные методом экстра­корпорального оплодотворения (ЭКО). При этом церковная общественность считает, что нет различия в том, на каких сро­ках развития была прервана жизнь человеческого зародыша. Как на этапе сформировавшегося плода, так и на более ранних стадиях формирования или даже на стадии ассоциации не­скольких клеток, согласно церковным постулатам, уже имеет место новая человеческая сущность, в которую Господь вдох­нул жизнь, и ее насильственное прерывание является смерт­ным грехом.

По мнению некоторых немецких исследователей, получение СК из внутренней клеточной массы оплодотворением, равно как и получение СК из эмбрионов с помощью перенесе­ния в человеческий ооцит соматического ядра, совершенно не­допустимо, так как из эмбриона может сформироваться челове­ческий организм, человек может быть рожден и усыновлен.

Еще одной этической проблемой является утилизация абортивных эмбрионов. Противники использования ЭСК под­считали, что если спрогнозировать последствия утилизации, то, например, для лечения диабета требуется 8 эмбрионов в воз­расте 14-20 недель. Для «излечения» всех страдающих диабе­том, (в частности, в США их насчитывается порядка 1,5 млн. Человек) необходимо 12 млн. Эмбрионов,.В год в США абор­тируется только 120 тыс. Эмбрионов. Это на 2 порядка меньше, чем нужно. Как быть в этой ситуации? Создавать «очереди»? Лечить страждущих по записи?

Устраивать аукционы?

Если же взять такие многочисленные области применения СК, как болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянный скле­роз, инсульты, повреждения спинного мозга, инфаркты мио­карда, врожденные пороки сердца, остеоартриты, иммунодефиците, лейкемии, опухоли, врожденные болезни крови, гепатиты, циррозы, ожоги, незаживающие раны, остеопорозы, макулярная дистрофия и многие-многие другие, то возникнет ситуация, когда за аборт женщине будут платить большие деньги.

Противники использования ЭСК убеждены, что, хотя че­ловеческое существо, растущее в теле женщины, еще не дитя, а эмбрион, тем не менее, этот организм имеет свои биохимиче­ские, биофизиологические параметры, отличные от материн­ских. С их точки зрения, геном зачатого существа уже уникален с момента зачатия. Они утверждают, что в их пользу говорит уже тот аргумент, что тела матери и ребенка могут иметь разные биохимические показатели крови. Во многих случаях будущий ребенок — существо другого пола. Жизнь развивающегося ре­бенка зависит от среды и пищи, которые обеспечивает ему вы­нашивающая мать. Однако во всех других отношениях — это полностью отличное от матери, уникальное существо, уни­кальный биофизиологический субъект. Особенность мораль­ного статуса — беззащитность формирующейся жизни. Трудно найти аргументы в пользу использования ресурса, материала ради благой цели. Проводники этой точки зрения считают, что в подобном мировоззрении лежат принципы атеизма и матери­ализма. Большинству экспериментаторов непонятен аргумент о человеческом достоинстве. Они считают, что человек — это вершина биологической эволюции, «образ и подобие обезь­яны». Ни о каком Божественном начале здесь не идет и речи.

Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике -обращает внимание на необходимость государственной право­вой регуляции чрезвычайно серьезных нравственных проблем, встающих перед современным обществом в связи с возможно­стью, благодаря новым медико-биологическим технологиям, влиять на процессы зарождения и прекращения человеческой жизни.

Также церковно-общественный Совет по биомедицинской этике призывает ученых и врачей прекратить эксперименты и клиническую практику, основанную на использовании СК, полученных из человеческих эмбрионов. Научная православ­ная общественность предлагает коллегам сосредоточить свои усилия на разработке методов получения СК, приемлемых с точки зрения морали, полагая, что современные методы био­технологий позволят в ближайшее время существенно расши­рить круг этих возможностей.

С одной стороны, учет этических проблем тормозит изуче­ние эмбриональных клеток, но с другой, возникшие дискуссии привлекли новые научные силы к исследованиям в области СК взрослого организма. Отсутствие убедительных доказательств получения выраженных и пролонгированных клинических эффектов у больных с хроническими системными и аутоим­мунными заболеваниями, нуждающихся в таких результатах, а также дефицит ауто- и аллогенного донорского материала с выраженной иопуляционной активностью является главным препятствием на пути внедрения этих технологий в широкую клиническую практику.

Для решения проблемы нехватки клеточного биоматери­ала особые надежды возлагаются па расширенное использо­вание эмбриональных СК. Для этого как в отдельных странах, так и в мировом сообществе должны быть отработаны и согла­сованы различные этико-правовые аспекты терапевтического клонирования этих клеток, а также утверждены консенсусные документы.

Переход к использованию продифференцированных кле­ток из эмбриональных СК, по сути, позволит полностью ре­шить проблему нехватки высокоэффективных клеточных пре­паратов в медицине.

Даже при решении этических, правовых и технологических проблем остается необходимость построения рациональной системы применения СК у больных при разных патологиче­ских состояниях, с определением показаний и противопока­заний к их применению. Эта система должна будет учитывать новейшую информацию о биологии СК и основываться на чет­ких представлениях о механизмах регуляции и дизрегуляции восстановительных процессов в поврежденных органах боль­ного организма.

Система должна строиться с учетом понимания причин угнетения активности собственных РСК и торможения меха­низмов их естественной дислокации (в частности, СК костного мозга) в кровоток и очаги повреждения, а также с учетом по­нимания механизмов цито- и гистогенеза в поврежденных тка­нях на уровне межклеточных взаимодействий: донорских СК со здоровыми и поврежденными клетками реципиента. Такие исследования необходимо развивать особенно интенсивно на этапе доклинического изучения возможностей клеточной те­рапии предифференцнрованными РСК и ЭСК.

Соматические СК, т. Е. Клетки взрослого организма, в ос­новном, находятся в костном мозге (хотя в небольших коли­чествах они обитают во всем организме). К клеткам взрослого организма относятся гемопоэтические СК, мезепхимальные (стромальные), а также СК других тканей (кожи, сосудов и т. Д.) — регионарные, т. Е. Взрослые соматические клетки, уже способные к дифференцировке в клетки нужного органа.

Похожие записи:

Категории: