Систематика связанных с психическими соматических расстройств

Изучение психосоматических расстройств с самого начала про­водилось и проводится на основе локализационного принципа, предложенного Е. Dupre (1925), что отражено в достаточно рас­пространенном определении этих расстройств как психогенно обусловленных нарушений определенных функций органов и си­стем. Этот принцип соблюдается и при изучении скрытых, сома-тизированных депрессий, проблеме которых со стороны психиат­ров уделялось гораздо больше внимания, чем психосоматическим расстройствам.

Так, Т. А. Невзорова и Ю. 3. Дробижев (1964), описывая и клас­сифицируя соматические проявления при депрессии, выделяют сле­дующие синдромы: кардиалгический, гастралгический, синдром дис-кинезии кишечника и диэнцефальный.

Проводя систематику скрытых эндогенных депрессий, А. К. Ануф­риев (1978) деление соматовегетативных сенсаций проводит в зави­симости от их анатомо-физиологической проекции с выделением групп: 1) сердечно-сосудистых сенсаций; 2) центрально-неврологи­ческих; 3) абдоминальных; 4) костно-мышечно-суставных и 5) кож-но-подкожных.

Более сложная классификация, также на основе анатомо-фи-зиологического, локализационного, принципа была предложена для соматических масок скрытых депрессий В. Ф. Десятниковым и Т. Т. Сорокиной (1981). Ими выделены следующие варианты со­матической депрессии:

1. Алгически-сенестопатический:

1) абдоминальный,

2) кардиалгический,

3) цефалгический,

4) паналгический.

2. Агрипнический.

3. Диэнцефальный:

1) вегетовисцеральный,

2) вазомоторно-аллергический,

3) псевдоастматический.

4. Наркоманический.

В сравнении с классификацией соматических проявлений при деп­рессиях систематика психосоматических расстройств разработана в меньшей степени.

В. Т. Engel (1972) все многообразие психосоматических состоя­ний предложил разделить на психогенные, психофизиологические и соматопсихически-психосоматические категории. При психогенных заболеваниях (истерия, ипохондрия, булимия) не наблюдается зна­чительных нарушений функций органа, а психофизиологические симптомы — это всего лишь физиологические корреляты аффекта, тогда как большинство из так называемых психосоматических забо­леваний, по его мнению, относится к категории соматопсихически-психосоматических синдромов. Отличительная особенность этих синдромов — наличие с детского возраста предрасполагающих фак­торов, не только определяющих биологическую ранимость данного органа или системы, но и влияющих на психологическое развитие. Автор предполагает, что указанные конституциональные факторы связывают соматическую и эмоциональную ранимость, проявляясь В Большей степени во взаимодействии, чем В Причинно-следствен­ных отношениях.

L. Chertok (1982), исходя из механизмов вмешательства психики В Соматику, подразделяет психосоматические расстройства на исте­рическую конверсию И Собственно соматизацию. При этом предпо­лагается, что только первый из них является прямой реализацией психического содержимого, причем не только в рамках произволь­ной мускулатуры, но И На коже. Собственно же соматизация, по его мнению, являясь результатом эмоционального напряжения, не мо­жет быть поставлена в специфическую связь с определенным психо­логическим содержимым. И, исходя из этого, автор в противовес пси­хоаналитикам заключает, что психосоматический симптом является асимволическим, специфическая направленность которого опреде­ляется не психическими, а иммунологическими И Нейроэндокрин-ными механизмами. Некоторыми авторами разделение психосома­тических расстройств у детей и подростков также проводится с выделением конверсионных реакций и психофизиологических на­рушений, куда включают экзему, бронхиальную астму, язвенный ко­лит, пептическую язву (Behrman R. Е., Vaughan V. С, 1983).

Н. Zimprich (1984) предложил классификацию психосоматичес­ких расстройств с учетом степени выраженности. Им выделены пси­хосоматические реакции, функциональные нарушения, психосома­тические заболевания с органической манифестацией, специфичес­кие психосоматозы (колит, язва желудка и др.). Несмотря на разли­чия, эти заболевания, по мнению автора, объединяет общий терапевтический подход — сочетание медикаментозного лечения И Психотерапии.

Классифицируя психосоматические расстройства у детей, I. Jochmus, G. М. Schmitt (1986), (цит. по Д. Н. Исаеву, 1996) в пер­вую группу объединили психосоматические функциональные нару­шения, т. е. те соматические синдромы, при которых не обнаружива­ется органических поражений органов и систем — психогенные нарушения у грудных детей и детей раннего возраста (нарушения сна, энурез, энкопрез, запор), конверсионные неврозы. Во вторую группу ими включены психосоматические болезни (бронхиальная астма, нейродермиты, язвенный колит, болезнь Крона, язва желудка, не­рвная анорексия, булимия, ожирение). Третья группа объединяет хро­нически больных, у которых возникли серьезные переживания (с му-ковисцедозом, диабетом, хронической почечной недостаточностью, злокачественными новообразованиями). Недостаток этой классифи­кации — в отсутствии единого подхода и включении в круг психосо­матических расстройств заболеваний совершенно другой природы, соматогенных психических расстройств. Но вместе с тем ценность такой группировки Д. Н. Исаев (1996) видит в предлагаемых прин­ципиально различных подходах к диагностике, лечению И Профилак­тике. Если функциональные нарушения могут коррегироваться сред­ствами воздействия на отношения между больными детьми И Их окружением, то больные с психосоматическими болезнями нужда­ются в психотерапии И Медикаментозном воздействии на поражен­ные органы И Системы. В другой классификации психосоматических расстройств у детей, предложенной Т. Stark, R. Blum (1986), психо­генные расстройства подразделяются на конверсионные расстрой­ства, болевой синдром, соматизацию, ипохондрию, симуляцию, ис­кусственно продуцируемое расстройство здоровья, хроническое искусственное расстройство, которые, по существу, имеют различ­ный генез.

Категории: