В более серьезных случаях, когда нарушения дыхания проявляются выраженным чувством удушья

В более серьезных случаях, когда нарушения дыхания проявля­ются выраженным чувством удушья, страхом смерти, резким поблед-нением или синюшностью кожных покровов, сопровождаются боля­ми в животе или других частях тела, редко, в основном, у подростков болями в сердце, принимая характер панических атак, купирование приступа происходит только при применении бронхолитиков, тран­квилизирующих средств и даже гормональных препаратов.

Особенностью респираторной патологии у детей и подростков является то, что она редко, не более чем в 10% случаев, полностью определяет соматические функциональные изменения у больного ребенка или подростка, иными словами патологические изменения редко бывают моносистемными. Обычно дыхательные нарушения выступают в сочетании с другими психосоматическими расстройства­ми, чаще желудочно-кишечными, кожными, двигательными, эндок­ринными, температурными нарушениями и алгическими, т. е. явля­ются полисистемными, причем преимущественными относительно реже, чем сопутствующими.

Респираторные психосоматические расстройства в 21,4% случаев выступают в виде реакций, отличаясь кратковременностью и быст­рой обратимостью клинических проявлений, психосоматические со­стояния представлены в большей степени — в 32,1% случаев, а пси­хосоматические заболевания (бронхиальная астма) отмечаются в 46,4% случаев.

Физический статус этих детей характеризуется чаще диспластич-ностью телосложения, в сочетании с нарушением питания (обычно наблюдается некоторая недостаточность, редко избыточность), блед­ностью кожных покровов.

Функциональная (психосоматическая) патология других органов и систем подтверждается данными параклинического обследования. Кардиоинтервалографически у 66,7% больных с респираторными нарушениями выявляется преобладание тонуса парасимпатическо­го отдела вегетативной нервной системы, а у 33,3% — преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Наследственная отягощенность психическими заболеваниями со­ставляет 28,5%: психотического круга — 7,1%, непсихотического — 21,4%. Психосоматическая наследственность выявляется в 32,1% слу­чаев и в 17,9% из них в виде различных нарушений дыхательной си­стемы. Почти у всех (97%) обследованных отмечаются патологичес­кие особенности личности, представленные акцентуированными чертами характера, чаще истерическими (36,4%), лабильно-истери­ческими (21,2%), эмоционально лабильными (21,2%).

75% детей с респираторными нарушениями имеют патологичес­ки измененную «почву» в виде резидуально-органической недоста­точности головного мозга.

Отрицательное психосоциальное воздействие у 72,7% обследован­ных связано, в основном, с неправильным воспитанием по типу ку­мира семьи (33,3%) и гиперопеки (33,3%), редко отвергающее (3%) и изменение гиперопеки на гиперсоциализирующее воспитание (3%). Нарушение системы мать-дитя — у 60,7% обследованных.

Клинико-психопатологическая характеристика больных с респи­раторными нарушениями определяется наличием аффективных рас­стройств в виде депрессии невротического уровня, которая более чем в половине случаев (64,3%) выступает в виде самостоятельного пси­хического расстройства — субдепрессия, скрытая депрессия, умерен­но выраженная депрессия, в остальных случаях (35,7%) депрессив­ные расстройства выступают в виде синдрома или субсиндрома в структуре других пограничных психопатологических состояний.

В подавляющем большинстве (96,4%) наблюдений депрессив­ные нарушения представлены слабо выраженной (субдепрессия — 92,8% и скрытая — 3,6%) депрессией и лишь в 3,6% — умеренно выраженной.

Обычно аффективные нарушения имеют психогенное (реактив­ное) происхождение (78,6% больных), значительно реже (14,3%) — соматогенное и крайне редко (7,1% больных) — эндогенное.

Клиническая характеристика на основе преобладающего аффекта позволяет систематизировать депрессивные расстройства с выде­лением тревожной депрессии, составляющей 42,9% наблюдений, ас-тенотревожной (39,3%), астенической (до 10,7%) и тревожно-тоск­ливой (7,1%).

Типологические варианты депрессии в определенной степени кор­релируют с этиологией — астенический вариант отмечается при со­матогенной депрессии, тревожный, астенотревожный и тревожно-тоскливый — при психогенной и эндогенной.

Связанные с психическими, депрессивными расстройствами на­рушения дыхательной системы у детей, склонность к рецидивирую­щему течению, отличаются терапевтической резистентностью в от­ношении симптоматической и даже гормональной терапии, но поддаются психотерапевтическому воздействию. Относительная ре­зистентность приводит к ограничению деятельности и дезадаптации с частыми госпитализациями. Обращение к психиатрам, как прави­ло, запаздывает и обычно происходит при формировании относитель­но стойких, с определенной периодичностью приступов и соответ­ствующих органических изменений, состояния дыхательной недостаточности, подтверждаемого параклинически и классифици­руемого как бронхиальная астма. При этом психопатологические про­явления обычно рассматриваются как следствие соматической пато­логии, а лечение ограничивается применением транквилизирующих, снижающих возбудимость, средств, дающих так же как симптомати­ческая терапия временный, внутрибольничный эффект.

Неинфекционные нарушения терморегуляции у детей обуслов­лены нарушениями деятельности центральной нервной системы, в большей части связанной с церебрально-органической недостаточ­ностью (минимальной дисфункцией мозга), реже с невротическими реакциями, степень выраженности которых не всегда коррелирует с актуальностью и выраженностью психотравмы.

Соотношение мальчиков и девочек — 1,2:1. Средний возраст боль­ных — 8,8±1,5 года. Средний возраст возникновения нарушений тер­морегуляцию! — 3,9±1,5 года.

Если церебрально-органическими изменениями, выражающими­ся неврозоподобными, психопатоподобными, церебрастеническими, эпилептиформными состояниями, обусловлены относительно пер­манентные и длящиеся от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет явления субфебрилитета (37,2-37,6°), выявляющиеся с утра и сохраняющиеся на протяжении всего дня и вечера (инверсионный тип температурной кривой), то невротические реакции в виде выра­женной гипертермии (38-40°) пароксизмальны и относительно не­продолжительны — от нескольких минут до нескольких часов, воз­никают чаще к вечеру в связи с волнением и нервностью на фоне общей тревожности и нередко ожидания подъема температуры (ати­пичный тип). Более редкий вариант нарушения терморегуляции в виде гипотермии (35,6-35,9°), называемый субнормальным, отмеча­ется у детей с церебрально-органической недостаточностью, сочета­ющейся с длительно текущими соматическими заболеваниями, и характеризуется относительно длительным существованием — от нескольких дней до месяцев (монотонный тип) — на фоне общего физического истощения.

Особенностью неинфекционных нарушений терморегуляции у детей является частое несоответствие изменения температуры тела, деятельности сердечно-сосудистой системы (неизменность пульса или незначительное учащение при гипертермии), физического состо­яния и поведения больного, а также отсутствие параклинических данных, указывающих на воспаление и реакции на антипирические средства (парацетамоловый тест).

Явления субфебрилитета чаще отмечаются в возрасте до 7 лет, а гипертермии в более старших возрастных периодах.

Нарушения терморегуляции у детей всегда выступают в сочета­нии с функциональными нарушениями в других органах и системах (полисистемны) и только в 19% случаев являются преимуществен­ными. Наиболее частым является сочетание субфебрилитета с же­лудочно-кишечными и кожными расстройствами, а гипертермии — с двигательными, респираторными, эндокринными и сердечно-сосу­дистыми.

В то же время, лишь у 9,1% детей температурные нарушения выс­тупают в виде психосоматических реакций, т. е. кратковременно, а у остальных 90,9% — в виде состояний.

У детей с нарушениями терморегуляции изменения гомеостаза чаще (63,6%) с преобладанием тонуса парасимпатического отдела нервной системы, с преобладанием тонуса симпатического отдела — в 18,2% наблюдений и нормальный гомеостаз — в 18,2%.

Категории: